Page 217 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 217
Г. Ф. Кривошеев и его соавторы: «…историкам не известны случаи
(и подтверждающие их архивные документы), когда заградотряды стреля-
ли бы по своим войскам»523.
Историк А. А. Черкасов: приводит примеры отдельных случаев, ко-
гда заградотряды выполняли свою миссию: к примеру, в операции на Кер-
ченском полуострове один из них расстрелял два батальона пехоты524.
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, почему страны Западной Европы сдавались на
милость победителя достаточно быстро, а отдельные русские города «сто-
яли насмерть»?
Что говорили иностранцы о русских людях, какие их качества
удивляли и восхищали?
Этап 7. Обсуждение проблемы. Ключевые вопросы:
Как вы думаете, было ли введение заградотрядов и штрабатальо-
нов неизбежностью военного времени?
Могут ли единичные факты «расстрельной» деятельности загра-
дотрядов использоваться в качестве доказательства их решающего вклада
в победу над войсками противника?
Можно ли на основании приведённых статистических данных
считать, что военнослужащие, попавшие в штрафроты и штрафбатальоны,
играли решающую роль в боевых действиях?
Насколько убедительным кажется вам мнение о том, что только
страх и угроза репрессий заставляли бойцов и командиров Красной Армии
идти в бой, или всё-таки причиной героизма советских людей было что-то
другое? А что именно?
Этап 8. Рекомендации для заинтересованных лиц
посмотреть телесериал «Штрафбат» (Николай Досталь, 2004);
познакомиться с отзывами об этом фильме со стороны историков
М. А. Гареева и Ю. В. Рубцова, обратить внимание на элементы фальси-
фикации истории Великой Отечественной войны в этом фильме;
сформулировать собственное отношение к проблеме штрафбатов
в годы Великой Отечественной войне и мнение о фильме «Штрафбат»;
523 Великая Отечественная война без грифа секретности. – С. 305.
524 Черкасов А. А. О формировании и применении в Красной армии заградотрядов // Во-
просы истории. – 2003. – № 2. – С. 175.
215