Page 173 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 173

тому, как летом 1941 года подобный план был сорван германским вторже-
нием»398.

       9. М. И. Мельтюхов, российский историк: «… можно считать дока-
занным факт одобрения советским руководством общего замысла Геншта-
ба РККА (1940 г. – И.О.) по нанесению упреждающего удара по герман-
ским войскам и проведения мер, необходимых для его реализации… Од-
нако… опубликованные оперативные документы не позволяют однознач-
но решить вопрос о том, приняло ли советское военно-политическое руко-
водство решение о нанесении упреждающего удара по Германии… Пока
же известные документы позволяют предположить, что завершение к
15 июля развёртывания намеченной группировки Красной Армии на ТВД
позволило бы СССР в любой момент после этой даты в случае необходи-
мости начать боевые действия против Германии»399.

       Вопросы для обсуждения и задания:
        Подумайте, что общего между этими высказываниями?
        Вспомните, какие задачи были поставлены перед страной в годы
третьей пятилетки; подумайте, означала ли задача укрепления обороно-
способности подготовку к нападению на Германию?
        В довоенные годы в СССР была очень популярна песня «Если
завтра война» со строками: «Если завтра война, если завтра в поход, будь
сегодня к походу готов…»; можно ли рассматривать её как призыв к
войне?
        Можно ли согласиться с высказываниями этих авторов, если из-
вестно, что в их работах не приводится ни одного конкретного документа,
в котором говорилось бы о подготовке СССР к нападению на Германию?
        Насколько убедительной, по вашему мнению, выглядит фразы
«весьма основательно предположить», «позволяют предположить; можно
ли вообще предположение считать доказательством?

       Документы группы 2:
       1. Проект Полевого устава РККА (1939 г.): «Если враг навяжет нам
войну, Рабоче-крестьянская Красная Армия будет самой нападающей из
всех когда-либо нападавших армий»400.

398 Нечаев С. Ю. Великая Отечественная война. – С. 31.
399 Мельтюхов М. Предыстория Великой Отечественной войны // Исторические исследова-
ния в России за последние 25 лет. – С. 1188, 1191.
400 Зуев М. Н. Бессмертие подвига // Преподавание истории и обществознания в школе. –
2005. – № 5. – С. 6.

                                              171
   168   169   170   171   172   173   174   175   176   177   178