Page 111 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 111

раз исторической эпохи, многие элементы которого в дальнейшем и
трансформируются в историческую память.

       Далее приведена таблица «Основные операции Великой Отечествен-
ной войны», при помощи которой можно сформировать определённое пред-
ставление обучающихся об историческом периоде 1941–1945 гг. Её можно
использовать на уроке истории, разбив на три части в соответствии с перио-
дизацией Великой Отечественной войны: начальный период (22 июня
1941 г. – 18 ноября 1942 г.), период коренного перелома (19 ноября 1942 г. –
31 декабря 1943 г.), завершающий этап (1944 г. – 9 мая 1945 г.).

       Вопросы для размышления и задания по работе с таблицей 11:
        Вспомните, что означает термин «безвозвратные потери» и какие
военные потери бывают еще?
        Проанализируйте данные о безвозвратных потерях Красной ар-
мии во время различных операций и ответьте на вопрос: какие из них
«стоили» всего дороже?
        Попробуйте объяснить, с чем связаны столь высокие потери в
выбранных вами операциях?
        Что вы знаете, к примеру, о мнениях И. В. Сталина и Г. К. Жуко-
ва по поводу обороны Киева, было ли разумным решение защищать город,
а не отступить?
        Выберите одну из операций и познакомьтесь с литературой, в ко-
торой она нашла наиболее широкое освещение; подготовьте сообщение на
эту тему;
        Выявите самую короткую по длительности операцию, попробуй-
те объяснить, с чем это связано;
        Многие «историки-дилетанты» соотносят количество потерь с
непрофессионализмом советских военачальников, командующих фронта-
ми; насколько правильны такие выводы, только ли от профессионализма
военных зависело количество потерь?
        Изучите вопрос о командующих фронтами в конкретной военной
операции, составьте своё мнение об их личных и профессиональных каче-
ствах;
        Изучив материалы таблицы, ответьте на вопрос: отличается ли
количество безвозвратных потерь на начальном и завершающем этапе
войны; если «да», то чем это можно объяснить?
        Соотнесите цели и результаты военных операций, определите,
какие из них можно считать наиболее успешными?

                                              109
   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116