Page 110 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 110

десятилетий не были предметом пристального внимания историков. Так, в
настоящее время очень много говорят и пишут о сражении за Ржев, длив-
шемся более года в позиционном режиме. Советские войска противостоя-
ли здесь основным силам немецкой группы армий «Центр». До Москвы
оставалось 150–200 километров. Безвозвратные потери в «ржевской мясо-
рубке» с января 1942 г. по март 1943 г. составили, по подсчётам историка
А. В. Исаева, 392 554 чел, а санитарные потери – 768 233 чел.288 Участник
войны П. А. Михин в книге «Война, какой она была» писал: «Мы наступа-
ли на Ржев по трупным полям. В ходе ржевских боёв появилось много
«долин смерти» и «рощ смерти». Не побывавшему там трудно вообразить,
что такое смердящее под летним солнцем месиво, состоящее из покрытых
червями тысяч человеческих тел. Лето, жара, безветрие, а впереди — вот
такая «долина смерти»289. У А. Т. Твардовского тоже есть стихотворение
со строками:

                               Я убит подо Ржевом,
                               В безыменном болоте,
                               В пятой роте, на левом,
                               При жестоком налете.
       В течение многих десятилетии в Тверской области работают поис-
ковые отряды, в том числе из Свердловской области. Битва за Ржев – одно
из сотен сражений Великой Отечественной войны, которые могут быть
предметом исследовательской и поисковой деятельности школьников и
студентов. Воспитательный потенциал таковой не подлежит сомнению.
       По инициативе ветеранов Великой Отечественной войны на месте
кровопролитных боёв подо Ржевом у деревни Хорошево Ржевского райо-
на Тверской области создаётся мемориальный комплекс в память обо всех
солдатах Великой Отечественной войны, противостоящих немецким вой-
скам группы армий «Центр».
       Установление памятников героям войны – это проявление формы
«твёрдой» коммеморации. К мягким формам коммеморации относят
прежде всего тексты, с помощью которых историческое событие фиксиру-
ется в памяти конкретного человека и в исторической памяти целой груп-
пы лиц. Сидящие в классе дети читают учебники истории, художествен-
ную литературу по определённой тематике, анализируют исторические
документы – и всё это помогает им создать «увидеть», почувствовать об-

288 Исаев А. В. К вопросу о потерях советских войск в боях за Ржевский выступ // Актуаль-
ная история» [URL]. Режим доступа: https://yandex.ru/collections/card/
5dea14e440a32361cda036b9 (дата обращения: 05.05.2020).
289 См.: Михин П. «Артиллеристы. Сталин дал приказ!». – М. : Яуза, 2006.

                                              108
   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115