Page 109 - История жизни, любви и войны
P. 109

«Glück auf», или Цивилизация горняков

А к 1903 г. в Англии на угольных шахтах уже работало 149 таких
машин.

   В середине XVIII в. на угольных шахтах стал использоваться
паровой насос для откачки воды, который создал Т. Ньюкомен
(1663–1729), английский кузнец и механик. В 1705 г. вместе со
стекольщиком-лудильщиком Джоном Колли он построил пер-
вую паровую машину, которая приводилась в движение при
обливании цилиндра водой. В 1711 г. Ньюкомен несколько из-
менил эту технологию – теперь вода впрыскивалась внутрь ци-
линдра. Это позволило ускорить работу машины. Ее мощность
составляла 8 лошадиных сил, чтобы позволяло поднимать воду
с глубины до 80 м.

   Это изобретение позволило добывать уголь еще глубже, чем
раньше. Машина Ньюкомена широко применялась не только
на угольных шахтах Англии, но и в других странах – Франции
и Германии. Сегодня ее модель можно увидеть в Королевской
коллегии в Лондоне. Общество историков техники Великобри-
тании носит имя Ньюкомена.

   В 1738 г. в Уайтхевене были проложены первые стальные
рельсы, и в шахтах появились первые локомотивы.

   В начале XIX в. на угольных шахтах Англии появились и
другие технические новинки: стали активно использоваться
вентиляторы с паровым приводом, появились новые шахтер-
ские лампы, надежно защищенные от внешних воздействия
металлическими сетками или цилиндрами. Электричество на
шахтах появилось только в 1880-х гг. В то время в Англии было
уже около 4000 шахт, где ежегодно добывали до 200 млн т угля.

   Важным горным регионом Англии был Корнуолл. Здесь
были обнаружены богатые месторождения олова и меди, на
долгое время обеспечившие региону процветание.

   Известно, что когда король Иоанн Безземельный боролся с
баронами, которые требовали от него подписать Великую хар-
тию вольностей, он старался заручиться поддержкой горняков
Корнуолла. А те, в свою очередь, потребовали от короля пре-
доставить им особые привилегии: право на разработку участ-
ков, которые находили рядом с уже действующими рудниками,
освобождение от налогов и военной службы. С тех пор горняки
Корнуолла подчинялись специальному «Оловянному департа-
менту».

   Подлинный расцвет горного дела в Корнуолле начинает-
ся в XVIII в. В это время здесь работало до 30% рабочих всей
Англии. Для перевозки медной руды были построены первые
железные дороги, она из которых называлась «Хэйл». По ней
108
   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114