Page 109 - История жизни, любви и войны
P. 109
«Glück auf», или Цивилизация горняков
А к 1903 г. в Англии на угольных шахтах уже работало 149 таких
машин.
В середине XVIII в. на угольных шахтах стал использоваться
паровой насос для откачки воды, который создал Т. Ньюкомен
(1663–1729), английский кузнец и механик. В 1705 г. вместе со
стекольщиком-лудильщиком Джоном Колли он построил пер-
вую паровую машину, которая приводилась в движение при
обливании цилиндра водой. В 1711 г. Ньюкомен несколько из-
менил эту технологию – теперь вода впрыскивалась внутрь ци-
линдра. Это позволило ускорить работу машины. Ее мощность
составляла 8 лошадиных сил, чтобы позволяло поднимать воду
с глубины до 80 м.
Это изобретение позволило добывать уголь еще глубже, чем
раньше. Машина Ньюкомена широко применялась не только
на угольных шахтах Англии, но и в других странах – Франции
и Германии. Сегодня ее модель можно увидеть в Королевской
коллегии в Лондоне. Общество историков техники Великобри-
тании носит имя Ньюкомена.
В 1738 г. в Уайтхевене были проложены первые стальные
рельсы, и в шахтах появились первые локомотивы.
В начале XIX в. на угольных шахтах Англии появились и
другие технические новинки: стали активно использоваться
вентиляторы с паровым приводом, появились новые шахтер-
ские лампы, надежно защищенные от внешних воздействия
металлическими сетками или цилиндрами. Электричество на
шахтах появилось только в 1880-х гг. В то время в Англии было
уже около 4000 шахт, где ежегодно добывали до 200 млн т угля.
Важным горным регионом Англии был Корнуолл. Здесь
были обнаружены богатые месторождения олова и меди, на
долгое время обеспечившие региону процветание.
Известно, что когда король Иоанн Безземельный боролся с
баронами, которые требовали от него подписать Великую хар-
тию вольностей, он старался заручиться поддержкой горняков
Корнуолла. А те, в свою очередь, потребовали от короля пре-
доставить им особые привилегии: право на разработку участ-
ков, которые находили рядом с уже действующими рудниками,
освобождение от налогов и военной службы. С тех пор горняки
Корнуолла подчинялись специальному «Оловянному департа-
менту».
Подлинный расцвет горного дела в Корнуолле начинает-
ся в XVIII в. В это время здесь работало до 30% рабочих всей
Англии. Для перевозки медной руды были построены первые
железные дороги, она из которых называлась «Хэйл». По ней
108