Page 38 - Календарь памятных дат в истории Урала. 2019 год
P. 38
данию нового самолета велись в поселке Билимбай, куда
был эвакуирован из Химок завод № 293 ОКБ Болховити-
нова. В феврале 1942 года во время испытательного за-
пуска двигателя самолёта на стенде произошёл взрыв.
Полученная Бахчиванджи травма оказалась не очень се-
рьёзной, и он быстро вернулся в строй. Уже 15 мая он
совершил со свердловского аэродрома Кольцово первый
полёт на БИ-1.
Второй полет Бахчиванджи совершил на машине,
оборудованной лыжами, 10 января 1943 года. За 63 се-
кунды самолет набрал высоту 1 100 метров на скорости
400 км/час. В марте он поднимался в воздух ещё трижды,
достигнув максимальной скорости 675 км/час и высоты
полета 4 000 метров.
27 марта 1943 года Г. Я. Бахчиванджи установил на
БИ-1 новый скоростной рекорд – более 800 км/час, впер-
вые в мире преодолев звуковой барьер. Но этот полет
окончился для Григория Яковлевича трагически: на высо-
те 2 000 метров самолёт неожиданно вошёл в пике и раз-
бился в шести километрах южнее аэродрома Кольцово.
Лишь много лет спустя было установлено, что причиной
катастрофы стали технические проблемы, возникающие
на околозвуковых скоростях, справиться с которыми у
лётчика практически не было возможности.
Григорий Яковлевич Бахчиванджи был похоронен на
кладбище поселка Малый Исток, недалеко от аэропорта
Кольцово. Только в 1973 году ему было присвоено звание
Героя Советского Союза. Память отважного летчика уве-
ковечена в разных частях страны: его именем названы
улицы в Свердловске (Екатеринбурге) и Билимбае, же-
лезнодорожная станция в Подмосковье, неподалёку от
аэропорта Чкаловский и Звёздного городка. В 1969 году
возле школы, в которой учился Григорий Бахчиванджи,
был торжественно установлен его бюст, а спустя 15 лет в
станице Бриньковской открылся мемориал прославленно-
го земляка. На месте гибели Бахчиванджи был установлен
памятный камень, имя лётчика-испытателя присвоено
кратеру вулкана на Луне.
36