Page 86 - Подвижные игры народов Урала
P. 86

МЕДВЕЖИЙ ГЛАЗ («Айыу кузе» – башкирская игра)                           Посольский двор. Фрагмент.
   Как правило, играли 5–6 человек. На небольшом расстоянии друг от       Из альбома Мейерберга «Виды
друга рыли лунки, чуть больше размера мяча. Попадание в каждую из          и бытовыя картины России
лунок давало игроку определённое количество очков: в первую – 10, во     XVII века. Рисунки Дрезденского
вторую – 20, в третью – 30, в четвертую – 40, в пятую – 50 и в шестую –
100. По жребию выбирается очерёдность вступления в игру игроков, по         альбома, воспроизведенные
очереди игроки пытаются попасть мячом в лунку с помощью клюшки.            с подлинника в натуральную
Попадание в любую из лунок давало право продолжать игру. Если мяч
не попадал в лунку, игра переходила к следующему игроку. Выигрывал            величину с приложением
тот, кто набирал бόльшее количество очков.                                    карты пути цесарского
   МЯЧ В ЛУНКЕ («Сокор туп» – башкирская игра)                             посольства 1661–1662 гг.» –
   Для игры дети делают лунки в земле в одну линию по размеру мяча.       Издание А. С. Суворина, 1903.
Количество лунок должно соответствовать количеству игроков. Дети по        URL: https://www.booksite.ru/
очереди катят мяч деревянной клюшкой, каждый старается попасть в           enciklopedia/album/meierberg/
свою лунку. В случае если мяч попадет в лунку, играющий берёт мяч в
руки и бросает в убегающих участников игры. Если мяч ловит один из
убегающих, он бросает его в следующего и т. д. Если мяч летит мимо и
падает на землю, игроки вновь катят мячи в лунки.
   ИГРА С МЯЧОМ («Туп уйыны» – башкирская игра)
   Игроки договариваются, в каком порядке будут ка-
тать мяч. На площадке проводится исходная черта, от
которой на расстоянии 3–5 метров роется небольшая
ямка по размеру мяча. Первый игрок деревянной клюш-
кой катит мяч, стараясь попасть в ямку. В случае попада-
ния игрок получает одно очко и продолжает игру. Если
промахнется, в игру вступает следующий игрок. Побеж-
дает тот, кто получит бόльшее количество очков.

   ИЗ КРУГА
   На площадке рисуется круг большого диаметра.
Игроки делятся на две команды. Затем вожаки (матки) каждой из ко-
манд тянут жребий: кто вытянет длинную палочку, та команда будет
в круге, кто короткую – за кругом. Игроки команды, находящейся за
границами круга, прячут мяч: один прячет мяч в карман или за пазуху,
другие делают вид, что тоже прячут. Игра проходит внутри очерчен-
ного круга: тот, у кого мяч, бросает его в близко подбежавшего игрока
другой команды.

85
   81   82   83   84   85   86   87   88   89   90   91