Page 57 - Когда предания сложились в историю
P. 57
этот день в полночь раздавались три пушечных выстрела, а вслед за
ними – колокольный звон, возвещавший: «Христос Воскресе!».
На пасхальной неделе парни и девушки ходили по главной за-
водской улице навстречу друг другу, пели «уличные припевки», ка-
чались на качелях.
За празднованием Пасхи следовал день повиновения всех усоп-
ших – Радуница.
Вот что рассказывал корреспондент Русского Географического
общества из Миасского завода:
– В Радуницу, дома оставались одни только слабые, остальные –
на литургии, после которой все шли на кладбище. Шли туда при ко-
локольном звоне с крестами и хоругвями. После общей панихиды
расходились по могилам родственников и знакомых, на которых
священник служил панихиды.
В этот день жители Миасского завода приносили на кладбище
красные яйца, раздавали милостыню нищим.
А вот как о праздновании Радуницы говорилось в воспоминани-
ях участников событий девятнадцатого века:
– После обеда и до пяти часов пополудни местные девки и пар-
ни устраивали гулянье на кладбище, затем переходили в назначен-
ную улицу, где составлялся большой круг, и начинали водить хоро-
воды. Это продолжалось до 10 часов вечера. Затем молодежь расхо-
дилась по домам.
Путешественник Х. Мозель, побывавший на Урале в XIX в.,
описывает праздник Радуницу так:
– В этот день, в каждом доме, готовят теплую брагу, стряпают
шаньги, красят яйца, варят кисель и совершают тризну по усопшим.
При этом подают в церковь поминальник и ходят на кладбище по-
сетить могилу близких родственников. Кроме того, многие подают
милостыню нищим, или кормят их у себя дома обедом.
За Радуницей наступал праздник Троицы, или Семик.
В Нижнем Тагиле в этот день женщины и девушки, собравшись
небольшими группами, выбирали дом, в котором будут праздновать.
Затем срубали деревце (березку, черемуху или тополь) и украшали
его лентами, цветными лоскутами и бусами. Березку ставили в ту из-
бу, где шло гулянье. Сначала женщины и девушки пели, плясали са-
ми, а вечером к ним присоединялись вернувшиеся с работы мужья и
парни. Х. Мозель сообщал, что в целом на Урале в этот день девушки
и молодые парни играли в «горелки» и водили хороводы.
58