Page 55 - Когда предания сложились в историю
P. 55
марта спускали на воду при помощи бревен-катков. При этом пели пес-
ню на мотив известной «Дубинушки», но со своими словами:
Караванный, растопча,
Приговаривай емча1
Да ходом!
В том же селе был и вариант этой песни, исполнявшийся специ-
альным человеком-наговорщиком:
Наговорщик, растопча, Чашки, ложки продали
Разговаривай емча. Да – себе кофты завели!
Грянем!
Илимские девчонки,
Словно аленьки цветочки,
Да грянем!
В это время ещё стоял на реке лед. Его специально для барок
пробивали. Все барки приводили в специальное место, которое назы-
валось, как в настоящем речном или морском порту – гавань. Когда
барки приводили в гавань, из пруда спускали воду. Тогда станови-
лось видно днище барки, и, если обнаруживались пробоины, их мож-
но было отремонтировать. Затем на тачках подвозили железо, кото-
рое грузили на барки. Когда все было погружено – служили торжест-
венный молебен – и отправляли караван барок в далекий путь.
Во время плавания на корме барки находился самый главный
сплавщик. При нем всегда был ученик, которому тот передавал мас-
терство. Сплавщик указывал путь. Он знал, как обойти опасные кам-
ни, о которые барки могли разбиться. Барки с самыми опытными
сплавщиками всегда отправляли во главе каравана.
О них тоже песни складывали. Например, в селе Чусовом пели
такую песню о Сидоре-спалвшике:
Откатили ворота
И отправили Федота,
За им Иван Крохин,
А тут и Сидор покатил.
Сидор был сплавщик отличной,
Не давал работы лишней.
1 Емча – значит, удобно, ловко или сподручно.
56