Page 45 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 45
Возникший как признание ценности «меньшинства»
в либерально-демократическом дискурсе мультикультура-
лизм стал обоснованием сосуществования разнородных
групп в едином жизненном пространстве, определив пра-
вовые нормы и характер повседневных практик. Трудно не
согласиться с авторами, которые считают, что разговор о
мультикультурализме на самом деле скрывает более глу-
бинные процессы – господства и подчинения, борьбы за
власть и ресурсы14.
Метафорой мультикультурализма выступает фраза,
сказанная Андреем Платоновым в рассказе «Старый меха-
ник»: «Без меня народ неполный!» Растиражированная
многократно, она утратила связь с оригинальным текстом.
В то время как в рассказе слова, сказанные старым меха-
ником Петром Савельичем, носили совершенно конкрет-
ный бытовой смысл. «Народ» – это люди, которые работа-
ли вместе и жили рядом. «Неполнота» обусловлена именно
тем, что без ответственного, чувствующего душу паровоза
старого механика может произойти катастрофа. Никакой
дополнительной (в том числе «этнической») коннотации
слово в тексте не несло. Современный контекст, в котором
употребляется фраза из известного рассказа, предполагает
рассуждения о ценности каждого отдельного этноса и его
значимости в единой стране, но не о каких-либо социаль-
но-политических или экономических преференциях, кото-
рые дает принадлежность к какой бы то ни было этниче-
ской общности.
Ряд исследователей, анализируя исторический опыт
Советского Союза и современной России, ссылаются на то,
14 См., например: Ф.-О. Радке «Разновидности мультикультурализма и
его неконтролируемые последствия» (в сб.: Мультикультурализм и
трансформация постсоветских обществ; под ред В. С. Малахова и
В. А. Тишкова. – М: Институт антропологии РАН; Институт филосо-
фии РАН, 2002).
44