Page 80 - Календарь памятных дат в истории Урала. 2017 год
P. 80
постной зависимости, а на следующий год они с сыном
завершают строительство первого паровоза и сразу при-
ступают к работам по созданию второго, более совершен-
ного «сухопутного парохода». Заметки о паровозах Чере-
пановых появляются в «Горном журнале» и в некоторых
столичных газетах.
В сентябре 1834 года управляющие Нижнетагильской
заводской конторы сообщали Главной конторе Демидо-
вых в Петербурге, что приезжавший на заводы пермский
губернатор Г. К. Сластенник «с особенным любопытством
осматривал пароходку и даже изволил кататься на ней,
при чем с особым чувством благодарил наших механиков,
а Ефима Алексеевича даже целовал, говоря, что ему до
крайности приятно, что первая пароходка в России сде-
лана в Пермской губернии», а в мае 1837 года созданную
Черепановыми железную дорогу осматривал побывавший
на Нижнетагильских заводах цесаревич Александр – бу-
дущий император Александр II.
В последние годы жизни Ефим Черепанов изготовил
и установил на заводах и рудниках несколько паровых
машин, в том числе 40-сильную Павловскую машину на
Медном руднике и 10-сильную машину на Выйском за-
воде. Одновременно он занимался усовершенствованием
доменного, железоделательного и медеплавильного произ-
водств на Нижнетагильских заводах. Ефим и Мирон Че-
репановы участвовали в опытах по использованию «теря-
ющегося жара» медеплавильных печей.
В 1841 году многолетние труды Е. А. Черепанова были
вознаграждены вручением ему серебряной вазы с надпи-
сью «Устроение первой паровой машины на рудниках и
заводах Нижнетагильских».
После смерти Е. А. Черепанова изготовлением паровых
двигателей на Нижнетагильских заводах продолжали за-
ниматься Мирон Ефимович Черепанов (1803–1849) и Па-
вел Петрович Мокеев (1815–1848), но после ухода их из
жизни продолжить эти работы на тагильских заводах на
должном уровне было уже некому.
Память о Черепановых увековечена многократно,
причем не только на Среднем Урале: в Нижнем Таги-
79