Page 79 - Календарь памятных дат в истории Урала. 2017 год
P. 79
тинным учеником» и «плотинным». Несмотря на обшир-
ные познания в механике и гидротехнике, жалованье ему
выплачивали весьма скромное.
В конце 1810-х годов Е. А. Черепанову поручено было
создать при Выйском заводе механическое заведение и
наладить на нем изготовление паровых машин. Помощни-
ком ему по строительной части был определен его 16-лет-
ний сын Мирон. Уже в 1820 году Ефим Черепанов изгото-
вил первую на тагильских заводах паровую машину.
В 1821 году Ефима Черепанова направляют в коман-
дировку в Петербург и в Англию. По возвращении из этой
поездки он был назначен главным механиком Нижнета-
гильских заводов.
В 1824 году Ефим и Мирон Черепановы изготовили па-
ровую машину мощностью в 4 лошадиных силы. К этому
времени Мирон стал незаменимым помощником отцу во
Мирон Черепанов всех работах. Тогда же под руководством Е. А. Черепа-
нова на Нижнетагильском заводе были построены новые
медеплавильные печи.
Демидовский рудник. В 1825 году отец и сын Черепановы отправились спер-
Нижний Тагил.
Фото С. М. Прокудина-Горского ва в Москву, затем – в Петербург, а оттуда – в Швецию.
Эти поездки стали хорошей школой
для роста их профессионального ма-
стерства. По возвращении из Швеции
Черепановы построили на заводах
прокатную машину для сортового же-
леза, а затем паровую машину в 30
лошадиных сил для откачки воды из
шахты на Медном руднике.
В начале 1828 года Ефим Черепа-
нов завершает работу по созданию
усовершенствованной золотопромы-
вальной машины, а с начала 1830-х
годов они с Мироном приступают к
строительству первой не только на
демидовских заводах, но и вообще в
России железной дороги. В 1833 году
Ефим Алексеевич Черепанов получа-
ет «вольную» – освобождение от кре-
78