Page 79 - Календарь памятных дат в истории Урала. 2017 год
P. 79

тинным учеником» и «плотинным». Несмотря на обшир-
                     ные познания в механике и гидротехнике, жалованье ему
                     выплачивали весьма скромное.
                         В конце 1810-х годов Е. А. Черепанову поручено было
                     создать при Выйском заводе механическое заведение и
                     наладить на нем изготовление паровых машин. Помощни-
                     ком ему по строительной части был определен его 16-лет-
                     ний сын Мирон. Уже в 1820 году Ефим Черепанов изгото-
                     вил первую на тагильских заводах паровую машину.
                         В 1821 году Ефима Черепанова направляют в коман-
                     дировку в Петербург и в Англию. По возвращении из этой
                     поездки он был назначен главным механиком Нижнета-
                     гильских заводов.
                         В 1824 году Ефим и Мирон Черепановы изготовили па-
                     ровую машину мощностью в 4 лошадиных силы. К этому
                     времени Мирон стал незаменимым помощником отцу во
Мирон Черепанов      всех работах. Тогда же под руководством Е. А. Черепа-

                     нова на Нижнетагильском заводе были построены новые
                     медеплавильные печи.
Демидовский рудник.     В 1825 году отец и сын Черепановы отправились спер-
     Нижний Тагил.
Фото С. М. Прокудина-Горского ва в Москву, затем – в Петербург, а оттуда – в Швецию.
                                        Эти поездки стали хорошей школой
                                        для роста их профессионального ма-
                                        стерства. По возвращении из Швеции
                                        Черепановы построили на заводах
                                        прокатную машину для сортового же-
                                        леза, а затем паровую машину в 30
                                        лошадиных сил для откачки воды из
                                        шахты на Медном руднике.
                                        В начале 1828 года Ефим Черепа-
                                        нов завершает работу по созданию
                                        усовершенствованной золотопромы-
                                        вальной машины, а с начала 1830-х
                                        годов они с Мироном приступают к
                                        строительству первой не только на
                                        демидовских заводах, но и вообще в
                                        России железной дороги. В 1833 году
                                        Ефим Алексеевич Черепанов получа-
                                        ет «вольную» – освобождение от кре-

                     78
   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84