Page 163 - Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры
P. 163
Глава 4. Народные промыслы горных регионов России и Европы
А знаете ли вы, что...
Михаил Денисович Канаев (1831–1884) – уральский скульптор.
Он родился в семье штейгера Екатеринбургских золотых промыслов.
Канаев закончил Горную техническую школу в Санкт-Петербурге и
Академию художеств со званием художника по скульптуре. Восковые
работы Канаева «Голова мальчика» и «Геркулес» были отмечены се-
ребряными медалями академического совета «За отличные успехи по
части лепки». Канаев также работал на Монетном дворе в Санкт-Пе-
тербурге и в Екатеринбурге. В 1871 г. им была изготовлена печать для
Уральского общества любителей естествознания.
С 1871 г. Канаев работает на Каслинском чугунолитейном заводе.
Там он преподавал в заводской ремесленно-художественной школе.
Канаев – автор таких произведений каслинского литья, как «Мальчик
у фонарного столба», «Цыганка-маляр», «Избушка на курьих ножках»,
а также рамки для медальона императора Александра II и бюста им-
ператора Александра III.
Канаевым в 1876 г. была открыта школа по обучению рабочих фор-
мовке и чеканке.
Канаев обратил внимание на скульптуры петербуржца Чернильница «Драка
П. Клодта, предложив отлить их в чугуне. На Каслинском заво- филина с ястребом
де было создано более 20 таких произведений – «Кони на воле», на пне». Формовщик
«Кобыла с жеребенком», «Лошадь с возничим», «Лошадка у из- В. Кузнецов. Отливка 1906 г.
городи». В чугуне была повторена знаменитая скульптурная Екатеринбургский музей
группа, которая находится в Петербурге на Аничковом мосту. изобразительных искусств
Каслинские мастера также изготовили вольные копии коней
с Аничкового моста: «Укротители коней», «Лошади на воле»,
«Конногвардеец на водопое» и другие. Модели Клодта, как не
раз отмечалось исследователями, «идеально демонстрируют
художественные возможности чугуна, позволяющего с ювелир-
ной точностью передавать все оттенки формы, мельчайшие
детали»41.
А знаете ли вы, что...
Николай Романович Бах (1853–1885) – скульптор. Он ро-
дился в Санкт-Петербурге, где с 1864 по 1870 гг. сначала учил-
ся скульптуре у своего отца, потом получил образование в
гимназии Петришуле Бах, а затем в 1870 г. поступил в Импера-
торскую Академию художеств.
Там он был удостоен золотой медали за программную
работу «Давид, бросающий камень». В 1879 г. за выпускную
программу «Весна», которая была аллегорией поэмы Шилле-
ра, Бах получил звание художника 1-й степени.
41 Галайбо Н. Старое каслинское литье // Художник. – 1981. – № 9. – 161
С. 59–60.