Page 162 - Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры
P. 162

М. Д. Канаев. Избушка     «Glück auf», или Цивилизация горняков
     на курьих ножках.
                                          Чугунное кружево Каслинского завода
Подчасник. 1880–1890-е гг.     Истоки одного из самых знаменитых уральских промыс-
 Екатеринбургский музей     лов – каслинского литья – уходят в XVIII–XIX вв. Чугун пред-
изобразительных искусств    ставляет собой сплав железа с углеродом. В России этот металл
                            использовался для литья пушек и ядер к ним. Казалось бы, вы-
                            сокая прочность и недостаточная пластичность не позволяли
                            изготавливать из чугуна художественные изделия. Тем не ме-
                            нее, уже в начале XVIII в. на уральских заводах из него отлива-
                            ли небольшие печные дверки, котлы, жаровни, формы для вы-
                            печки пряников и камины с решетками для них. Некоторые из
                            этих изделий встречались в петербургских и московских домах
                            и даже в ансамбле Царского Села.
                               Известно, что литье в то время изготавливали на Камен-
                            ском, Кыштымском, Кушвинском, Верх-Исетском, Чермозском
                            заводах. Уральскими мастерами из чугуна делались «диковин-
                            ки»: цепочка для карманных часов из шестидесяти круглых зве-
                            ньев весом всего 10 граммов; пружина, спирали которой входи-
                            ли одна в другую, когда ее сдавливали; линейка, гибкая, словно
                            сделанная из стали.
                               Но славу чугунному художественному литью принесли
                            мастера Каслинского завода, которые изготовляли не только
                            печное литье и чугунную посуду, пользовавшиеся большим
                            спросом, но и «кабинетные вещи» – статуэтки, канделябры,
                            пресс-папье. Несмотря на то, что объем производства кабинет-
                            ной скульптуры был небольшим, именно она принесла каслин-
                            ским мастерам всемирную известность. Отливали из чугуна
                            фигурки по моделям европейских скульпторов – скульптуры
                            Дон-Кихота и Мефистофеля Ж.-Л. Готье, и русских авторов –
                            М. Канаева, Е. Лансере, Р. Баха, В. Торокина.
                               1830-е–1840-е гг. – время расцвета каслинского литья. Сво-
                            им быстрым развитием Каслинское литье обязано скульпторам
                            П. Клодту, М. Канаеву, Н. Баху, Е. Лансере, А. Оберу, Н. Либе-
                            риху и другим.
                               М. Канаев приехал на Урал после окончания Академии худо-
                            жеств. Он стал первым профессиональным скульпторам, кото-
                            рый создавал модели специально для Каслинского завода. Его
                            первыми работами стали статуэтки «Мороз-демон» и «Герку-
                            лес, разламывающий пещеру ветров». В 1860-е гг. им были соз-
                            даны подчасник в виде избушки на курьих ножках и канделябр
                            «Мальчик, играющий в снежки». Канаевым была открыта при
                            Каслинском заводе «рисовальная» школа, где он стал первым
                            преподавателем.

                            160
   157   158   159   160   161   162   163   164   165   166   167