Page 16 - Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры
P. 16
«Glück auf», или Цивилизация горняков
девятое топаз, десятое хрисопрас, одиннадцатое гиацинт, две-
надцатое аметист». Андрей Кесарийский, архиепископ Кап-
падокийский, почитаемый Православной церковью как святой,
указывал, что 12 камней с основания стены Небесного Иеру-
салима и с наперсника Первосвященника свидетельствуют о
единстве Нового и Ветхого Завета. Он же первый связал камни
основания с именами апостолов, сопоставив их добродетели с
символическим значением камней.
Ю. А. Федоров в работе о церковном ювелирном искусстве
писал: «Камень в силу своей плотности и твердости является
идеальной эмблемой материального мира, символом надежно-
сти и стабильности. Но так как в христианстве не только
человек, но и материя включены в Божий промысел спасения и
предназначены к преображению, то и христианская символика
камня носит духовный характер и отражает процессы духов-
ного созидания и преображения»5.
Известно, что драгоценными камнями украшали иконы. Из-
готовление окладов – накладных украшений на иконах – значи-
мый вид древнерусского декоративно-прикладного искусства.
Иностранцев, приезжавших на Русь, поражали иконы Богома-
тери, покрытые «сплошь жемчугом и драгоценными каменьями».
Так, оклад иконы Тихвинской Божьей Матери был богато укра-
шен: «...на ризе сей 4804 бриллианта (368 карат), роз брилли-
антовых 594, изумрудов 4, алмазов 141 (42 карата); яхонтов 5,
топаз 1, сапфир 1, рубин 1, восточного жемчуга 5962 штуки»6.
Основное символическое значение камень получает, когда
рассматривается как элемент воздвигающегося храма Божия,
вселенской Церкви. В Библии можно выделить три основных
символических понятия, связанных с камнем: «камень основа-
ния», «краеугольный камень» и «живые камни». В понятии «жи-
вые камни» заключена идея преображения человека и матери-
ального мира.
Для Церкви драгоценные камни являлись, прежде всего,
символами духовных качеств. Этим объясняется обилие са-
моцветов на окладах святых чудотворных икон и Евангелий,
напрестольных крестах и панагиях. Даже светские украшения
из драгоценных камней религиозным сознанием наделялись
духовным содержанием. Так, по словам святого Григория Нис-
ского (IV в.), прекрасным украшением для шеи благочестивой
5 Федоров Ю. А. Беседы о церковном ювелирном искусстве //«Jewelry Garden»
(Ювелирный Сад), 2005. – №3. URL: http://www.feodorov.ru/public07.htm
6 Башуцкий А. П. Тихвинские монастыри. – СПб. : Тихвинский Богородичный
Успенский мужской монастырь, 2014. – С. 63.
14