Page 15 - Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры
P. 15

Глава 1. Магия камня и металла                                 Яспис – шлифованная
                                                                            яшма.
   Горное дело в Средние века – это не только добыча драгоцен-              Халкидон – халцедон.
ных металлов – золота или серебра как материала для чекан-                  Смарагд – изумруд.
ки денег, обладающих товарной стоимостью и используемых в                   Сардолик – сердолик.
торговых расчетах, но и особое понимание природы минера-
лов  – драгоценных и полудрагоценных камней, – как предме-
тов, обладающих особой магической силой

   Князья и крестьяне, монахи и бюргеры – все сословия объе-
диняла вера в таинственную силу камней. Драгоценные камни
или самоцветы, как отмечалось в старинных рукописях, обла-
дали великой силой: люди верили в могущество камней. Здесь
мы видим отголоски древних верований, прежде всего фети-
шизма – вера в магическую силу предметов и поклонение им.

   Люди верили, что камни обладали душой. Они реагирова-
ли на состояние человека: в случае болезни или приближения
смерти, измены или вероломства считалось, что камни тускне-
ют, темнеют или изменяют свой цвет. Камни могли враждовать
между собой, терять свои магические свойства и вновь обре-
тать их. Существовало устойчивое представление, что изна-
чально драгоценные камни начали носить не в качестве укра-
шений, а как талисманы и обереги.

   Представление Средневековья, что драгоценные камни мо-
гут иметь особую силу, давать власть над окружающим миром
и людьми, поддерживалось некоторыми текстами из Священ-
ного писания. В Библии в книге Исхода (39: 8–30) содержится
описание торжественного облачения первосвященника, вклю-
чающего нагрудную пластину – эфуд, где в 4 ряда были располо-
жены 12 камней по 3 камня в каждом. В эфуде были представле-
ны изумруд, хризолит, оникс, яшма, аметист, агат. Здесь также
могли быть карнеол, топаз, рубин, сапфир, алмаз, гиацинт или
перидот, сердолик, гранат, лазурит, янтарь, бирюза. Расположе-
ние драгоценных камней на нагрудной пластине первосвящен-
ника несло глубинный смысл, открытый лишь посвященным.
По словам иудейского историка Иосифа Флавия (I в.), эти кам-
ни обладали чудесным свойством передавать Божию волю при
свершении правосудия и свидетельствовали о присутствии Го-
спода во время жертвоприношений.

   В описании апостолом Иоанном небесного Иерусалима
(Откровение, 21: 11–23) двенадцать оснований стены города
украшены драгоценными камнями. «Основание первое яспис,
второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое
сардоникс, шестое сардолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл,

                                                                        13
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20