Page 71 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 71
в состав императорской казачьей лейб-гвардии. В «Историче-
ском описании одежды и вооружения российских войск, с ри-
сунками, составленное по высочайшему повелению» говори-
лось, что «с 1798 года кафтаны малиновые: у нижних чинов – с
белою, у офицеров – с серебряною, из узкого галуна, обшивкою;
полукафтанья и шаровары малиновые же, без всяких украше-
ний; шапки также малиновые к низу четырехугольные, квер-
ху острые, с широким околышем, из черной смушки. Чепраки
[чепрак – подстилка под конское седло] были малиновые, об-
шитые, вокруг белою тесьмою, а у офицеров – серебряным га-
луном». Тогда же была учреждена униформа 1-го им 2-го теп-
тярских полков Оренбургского казачьего войска. Нижние чины
и писари носили кафтаны и полукафтаны синего цвета, шарова-
ры из черного сукна, а также рубашки, черные галстуки, сапоги
и чулки. Шапки были «суконные, синие, с черным околышем»,
но их точная форма неизвестная». Кафтаны застегивались на
крючки, зимой к ним выдавались полушубки. Кроме того, ря-
довым полагались пояса-кушаки «из красного, с обшивкою по
краям, из палевого сукна».
В 1803 г. по Положению об Оренбургском казачьем войске
была введена новая униформа и вооружение. Вооружены казаки
должны быть саблей, парой пистолетов, карабином и пикой, «а
мундиры иметь по казачьему обыкновению, кафтан и шаровары
синие с малиновым воротником и выпушкою, шапки малиновые
с черным околышем, кушаки белые, чепраки синие с оторочкою
малиновую. – И все то исправлять, сходно с прочими казачьими
войсками, от себя; но к построению сих мундиров нижних чинов
вдруг не принуждать, а делать их тогда, когда по ветхости старых
нужно будет. Офицерам подобно тому ж быть одетым и с сере-
бряным казачьим прибором».
Шапка, а затем сменившая ее в конце XIX в. фуражка говорила
о юридическом статусе казака в войске. В доме, где жил казак,
она красовалась на видном месте, в доме, где осталась казачья
вдова, – лежала под иконами. По традиции казак ни перед кем
«шапки не ломал», а снимал ее, как говорили только, «когда в цер-
ковь входит, когда друга хоронит, когда есть садится и когда спать
ложится».
69