Page 197 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 197

«Glück auf», или Цивилизация горняков

   Путешественник Х. Мозель, побывавший на Урале в XIX в.,
описывает Радуницу так: «В этот день, в каждом доме, готовят
теплую брагу, стряпают шаньги, красят яйца, варят кисель и
совершают тризну по усопшим. При этом подают в церковь
поминальник и ходят на кладбище посетить могилу близких
родственников. Кроме того, многие подают милостыню нищим
или кормят их у себя дома обедом».

   За Радуницей следовал праздник Троицы. В народном кален-
даре Троица завершала седьмую неделю после Пасхи – Семик.
В Нижнем Тагиле в этот день женщины и девушки, собравшись
небольшими группами, выбирали дом, в котором будут празд-
новать. Затем срубали деревце (березку, черемуху или тополь) и
украшали его лентами, цветными лоскутами и бусами. Березку
ставили в ту избу, где шло гулянье. Сначала женщины и девуш-
ки пели, плясали сами, а вечером к ним присоединялись вер-
нувшиеся с работы мужья и парни. Х. Мозель сообщал, что на
Урале в этот день девушки и молодые парни играли в горелки и
водили хороводы.

   На Железном руднике, где трудилось много женщин, Се-
мик считался своим, рудничным, чисто женским праздником.
В этот день женщины, работавшие на руднике, надевали празд-
ничную одежду: поверх яркого сарафана или платья – белый
или вышитый холщовый фартук; голову повязывали белым
платком. Одни женщины приносили с собой березки и завива-
ли их тут же, на руднике. Другие украшали своих коней: к дуге,
обвитой голубой или бордовой опояской, прикрепляли бумаж-
ные цветы, березовые ветки; в хвост и гриву лошадям вплетали
ленты, цветные лоскутки. В Семик весь день группы женщин и
девушек водили хороводы, прогуливались по улицам поселка с
березкой, пением песен и плясками.

   В Ревдинском заводе в Семик парни и девушки наряжались,
кто медведем, кто барыней, кто журавлем, пели и плясали. Со-
бирались все вместе и направлялись к дому, где жил владелец
завода. Когда он выходил на балкон, ряженые начинали петь и
плясать. Заводовладелец в ответ дарил им сладости.

   Особое место занимали праздники, связанные с почитанием
святых и угодников Православной церкви. Таким, например,
был день Жен-мироносиц, который тоже отмечали как жен-
ский праздник, к которому заранее готовили обильное угоще-
ние и приглашали подруг к себе или сами ходили в гости. А еще
обязательно пели и плясали все вместе.

   В Нижнем Тагиле девятая пятница после Пасхи была город-
ским праздником в честь двух местночтимых икон Божьей Ма-

196
   192   193   194   195   196   197   198   199   200   201   202