Page 161 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 161
М. Д. Канаев. Избушка «Glück auf», или Цивилизация горняков
на курьих ножках.
Чугунное кружево Каслинского завода
Подчасник. 1880–1890-е гг. Истоки одного из самых знаменитых уральских промыс-
Екатеринбургский музей лов – каслинского литья – уходят в XVIII–XIX вв. Чугун пред-
изобразительных искусств ставляет собой сплав железа с углеродом. В России этот металл
использовался для литья пушек и ядер к ним. Казалось бы, вы-
сокая прочность и недостаточная пластичность не позволяли
изготавливать из чугуна художественные изделия. Тем не ме-
нее, уже в начале XVIII в. на уральских заводах из него отлива-
ли небольшие печные дверки, котлы, жаровни, формы для вы-
печки пряников и камины с решетками для них. Некоторые из
этих изделий встречались в петербургских и московских домах
и даже в ансамбле Царского Села.
Известно, что литье в то время изготавливали на Камен-
ском, Кыштымском, Кушвинском, Верх-Исетском, Чермозском
заводах. Уральскими мастерами из чугуна делались «диковин-
ки»: цепочка для карманных часов из шестидесяти круглых зве-
ньев весом всего 10 граммов; пружина, спирали которой входи-
ли одна в другую, когда ее сдавливали; линейка, гибкая, словно
сделанная из стали.
Но славу чугунному художественному литью принесли
мастера Каслинского завода, которые изготовляли не только
печное литье и чугунную посуду, пользовавшиеся большим
спросом, но и «кабинетные вещи» – статуэтки, канделябры,
пресс-папье. Несмотря на то, что объем производства кабинет-
ной скульптуры был небольшим, именно она принесла каслин-
ским мастерам всемирную известность. Отливали из чугуна
фигурки по моделям европейских скульпторов – скульптуры
Дон-Кихота и Мефистофеля Ж.-Л. Готье, и русских авторов –
М. Канаева, Е. Лансере, Р. Баха, В. Торокина.
1830-е–1840-е гг. – время расцвета каслинского литья. Сво-
им быстрым развитием Каслинское литье обязано скульпторам
П. Клодту, М. Канаеву, Н. Баху, Е. Лансере, А. Оберу, Н. Либе-
риху и другим.
М. Канаев приехал на Урал после окончания Академии худо-
жеств. Он стал первым профессиональным скульпторам, кото-
рый создавал модели специально для Каслинского завода. Его
первыми работами стали статуэтки «Мороз-демон» и «Герку-
лес, разламывающий пещеру ветров». В 1860-е гг. им были соз-
даны подчасник в виде избушки на курьих ножках и канделябр
«Мальчик, играющий в снежки». Канаевым была открыта при
Каслинском заводе «рисовальная» школа, где он стал первым
преподавателем.
160