Page 140 - Тыл - фронту
P. 140
Глава 5.
«...средство познания себя и жизни»: театральная
и музыкальная культура в годы войны
Деятельность театров в годы войны
Особое место отводилось в годы войны театру. С самого нача-
ла войны перед театром, как наиболее активным и эффективным
средством воспитания масс, встала задача «сформировать новый
оборонный материал, воплотить на ... сцене героическую тему за-
щиты Отечества, показать непоколебимый характер народа, его
веру в победу, готовность к подвигу».117 Приходилось перестраи-
вать работу, учитывать новую ситуацию военного времени.
Летом и осенью 1941 года по решению Советского правитель-
ства из угрожаемых районов страны началась эвакуация театров
на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию. В августе из Ленинграда в
Пермь выехал коллектив Театра оперы и балета им. С. М. Кирова,
а в Новосибирск – Театр им. А. С. Пушкина и новый ТЮЗ, в Ки-
ров – Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горько-
го. Ленинградский Малый оперный театр был направлен в Чкалов,
Ленинградский ТЮЗ – в Березники, Театр им. Ленинского комсомо-
ла – в Серов. Ростовский драматический театр им. М. Горького пе-
реехал в Махачкалу, оттуда в Коканд и Ковров; Орловский област-
ной театр – в Златоуст, Рязанский драматический театр – в Бузулук.
В октябре 1941 года началась эвакуация московских театров: МХАТ
им. Горького переехал вначале в Саратов, а потом в Свердловск,
Большой театр – в Куйбышев, Малый театр – в Челябинск, Театр им.
Евг. Вахтангова – в Омск, Московский театр им. Ленинского комсо-
мола – в Фергану, Театр сатиры – в Магнитогорск.118
117 Сперанский А. В. В горниле испытаний: Культура Урала в годы Великой Отече-
ственной войны (1941–1945). – Екатеринбург: УрО РАН, 1996. – С. 176.
118 Максакова Л. В. Как были спасены культурные ценности // Эшелоны идут на
Восток : Из истории перебазирования производит. сил СССР в 1941–1942 гг. :
Сборник статей и воспоминаний / [Редколлегия: Ю. А. Поляков (отв. ред.) и
др.]. – Москва : Наука, 1966. – С. 35.
139