Page 122 - Тыл - фронту
P. 122

Глава 4.
            «Ни один художник не имеет права
     быть в стороне от совершающихся событий...»:
         изобразительное искусство в годы войны

                            Художники в тылу
   Художественная жизнь на Урале в предвоенные годы развива-
лась в заданной с начала 1930-х годов логике: создание произведе-
ний в русле нормативной эстетики социалистического реализма
в соответствии с идеологически выдержанными образцами, гово-
рящими на понятном языке. Творческие союзы соответствовали
поставленным задачам создавать доступное широким народным
массам искусство. Тематически произведения изобразительного
искусства были довольно разнообразны: жанровые произведения,
пейзажи, портреты. Живописные образы индустриального Ура-
ла соседствовали на выставках с произведениями «на колхозную
тему», исторические полотна, посвященные революционным со-
бытиям и Гражданской войне, – с книжной графикой.
   Великая Отечественная война изменила прежние формы жиз-
ни. Теперь всё, и художественная жизнь не стала исключением,
было подчинено задаче противостояния врагу. На фронт с оружи-
ем в руках защищать Родину ушли многие художники. Только в
свердловском отделении Союза художников их было больше ше-
стидесяти: среди защитников Москвы были Павел Воинков, Ни-
колай Гладков, Михаил Дистергефт, Борис Копылов; в обороне
Ленинграда участвовали Борис Волков, Александр Ехамов, Геор-
гий Горюнов, Яков Камаев; в составе Уральского добровольческо-
го батальона под Ельней и Смоленском сражался Иван Нестеров;
на Орловско-Курской дуге воевал младший лейтенант, командир
взвода управления Георгий Кетов; в освобождении Белоруссии и
Прибалтики участвовали топограф полка рядовой Борис Витом-
ский, раненный в этих боях; на фронтах сражались рядовой 5-й
кавалерийской гвардейской дивизии Сергей Волочаев, авиацион-

                                        121
   117   118   119   120   121   122   123   124   125   126   127