Page 109 - Тыл - фронту
P. 109
В составе поезда находились также один бронированный вагон
для особо ценных раритетов, два вагона для охраны и 17 сотруд-
ников музея с семьями, платформы с зенитными орудиями и пу-
леметами. Эшелон тянули два паровоза, перед ними шел еще один,
контрольный. С первым эшелоном было отправлено 1 118 ящиков,
в них находилась практически вся музейная экспозиция. Второй
состав с музейными ценностями был отправлен в Свердловск
20 июля 1941 года. Он состоял из 23 вагонов, в которых находилось
1 422 ящика с более чем семистами тысяч эрмитажных вещей из
запасных фондов музея. Вместе с эрмитажным грузом из Ленин-
града были вывезены 30 ящиков с рукописями архива Академии
наук, 42 ящика с библиотекой А. С. Пушкина, а также ящики с ма-
териалами Пушкинского Дома, коллекцией музыкальных инстру-
ментов, золотыми самородками из музея Горного института.
Начальником второго эшелона был назначен археолог, заведу-
ющий отделением Сибири Эрмитажа М. П. Грязнов, вместе с ним
в Свердловск отправилось 15 сотрудников музея со своими семь-
ями. Всего на Урал было отправлено два эшелона, третий, с 351
ящиком, уже готовый отправиться в путь, остался в Ленинграде.
30 августа работы были остановлены: железнодорожные пути
были перерезаны вражескими войсками. 6 июля и 30 июля 1941
года соответственно эшелоны прибыли в Свердловск. Здесь полу-
чили кров и дом 1 млн 200 тыс. эрмитажных экспонатов и трид-
цать музейщиков с семьями. Эрмитажные коллекции находились
здесь более 1 500 дней, до 6 октября 1945 года. Для прибывшего
бесценного груза Свердловск отдал здание своей Картинной гале-
реи и расположенную рядом одноэтажную каменную постройку
авторемонтных мастерских, а также помещения Римско-католи-
ческого храма Зачатия Святой Анны и Антирелигиозного музея
(дом Н. Н. Ипатьева). Картинная галерея отвечала требованиям
хранения произведений искусства. Она отапливалась, что позво-
ляло поддерживать определенный температурный и влажностный
режим. Поэтому в этом здании были размещены ящики первого
эшелона с наиболее ценными и уязвимыми к перепадам темпера-
туры и влажности памятниками.
В доме Н. Н. Ипатьева было печное отопление, а в его подвале
размещалась типография Академии ВВС им. Н. Е. Жуковского с
108