Page 43 - История жизни, любви и войны
P. 43
«Glück auf», или Цивилизация горняков
на Северном и Сысертских заводах Ф. С. Турчаниновой – мед-
ведя, а на казенных заводах в качестве клейма изображали рос-
сийский герб.
А знаете ли вы, что...
Горнорудная промышленность выдвинула целую плеяду изобре-
тателей-самородков, ставших авторами многих оригинальных и сме-
лых открытий.
Шихтмейстер Иван Ползунов спроектировал «огнедействующую
машину» – первый в мире тепловой двухцилиндровый поршневой дви-
гатель в 1763 г. Через два года этот проект Ползунова был реализован
Козьмой Фроловым, усовершенствовавшим систему водоснабжения
ползуновской машины и приспособившим ее для рудничных работ.
Плющильные машины для проката шинного железа (прооб-
раз современного прокатного стана) появились на Урале благодаря
крепостному Выйского завода Егору Кузнецову-Жепинскому. Он же
предложил создание еще целого ряда механизмов: рудоподъемной
машины, где использовалась идея многоковшевого погрузчика, усо-
вершенствованных мехов для доменных печей, стана для «резки вет-
хих чугунных припасов», ножниц для резки листового железа).
В 1834 г. была пущена на Выйском заводе Демидовых «пароход-
ка» – первый отечественный паровоз, построенный Мироном Чере-
пановым. Всего же отцом и сыном Черепановыми было изготовлено
около 20 паровых машин. Плотинный мастер Алапаевских заводов
Игнатий Софонов изобрел и построил первую в России гидравличе-
скую турбину, установленную на заводе в 1837 г.
Екатеринбург начинался как город-завод. Внешний облик
уральских городов-заводов во многом сходный: все они распо-
ложены по склонам гор, на реках, перегороженных плотиной.
По всей длине будущей плотины выкапывали ров глубиною
много ниже русла реки. По краям рва вбивали по три ряда свай.
На сваи настилали бревенчатую решетку (реж), промежутки
забивали мхом и глиной. Поверх режа устанавливали плотно
набитые глиной деревянные срубы с перегородками внутри.
В дно реки забивали сваи, постепенно отводя ток воды. На об-
нажившееся дно настилали мост. Укрепляли стойки намечен-
ных отверстий в теле плотины для регулировки уровня воды
в пруду. Насыпали глиняную отсыпь. С отводных желобов от-
верстий-ларей вода должна была стекать на деревянные колеса
в фабриках, двигать воздуходувные меха, молоты, подвижные
пилы на лесопилке. Завод, использовавший энергию воды, при-
мыкал к телу плотины и располагался в осушенном русле реки.
Город застраивался на основе взаимно перпендикулярных осей,
связанных с плотиной и заводом.
42