Page 185 - История жизни, любви и войны
P. 185

Альбрехт Дюрер.        «Glück auf», или Цивилизация горняков
  Эскиз кубка в виде репы
1526 г. Перо, черные чернила                   Ее украшала картина Лоренца Биллера «Плен-
                                           ные турки перед императором Леопольдом I». Это
     с желтой подмывкой                    виртуозно исполненный рельеф – серебряная кар-
                                           тина, отражающая события 1683 г., когда союзные
                                           войска Австрии, Венгрии и Польши разгромили ту-
                                           рок, осаждавших Вену. Сцена показывает торжество
                                           победителей и чествование главы антитурецкой
                                           коалиции императора Священной Римской импе-
                                           рии Леопольда I. В центре композиции император,
                                           восседающий на троне под пышным балдахином с
                                           геральдическими орлами, который попирает нога-
                                           ми символы побежденного врага – знамя с полуме-
                                           сяцем и тюрбан. К подножию трона сброшены тро-
                                           феи и пленные турки, закованные в цепи. Справа от
                                           императора стоят полководцы и главный герой этой
                                           битвы – польский король Ян III Собеский в рыцар-
                                           ских доспехах. К  трону устремлена фигура Викто-
                                           рии, богини победы с лавровым венком и пальмовой
                                           ветвью. Сама картина обрамлена трофеями, армату-
                              рой, литаврами и императорским орлом.47
                                 А знаменитый аугсбургский мастер Давид Швестермюллер
                              прославился рукомойниками в виде всадников, лица которых
                              напоминали монархов Европы. На одном из таких рукомой-
                              ников, которых и сегодня можно увидеть в Оружейной палате
                              в Кремле, в фигуре всадника угадывается английский король
                              Карл I Стюарт.
                                 В конце XVI – первой половине XVII вв. нюрнбергские ма-
                              стера прославились кубками-«корабликами». Как следует из их
                              названия, внешне они напоминали корабли. Самыми известны-
                              ми из них стали изделия Исайи цур Линдена. Он изготавливал
                              самые разные корабли: маленькие с одной мачтой и большие с
                              настоящим такелажем и фигурками команды. Снаружи такие
                              кубки украшались фигурками дельфинов и морских мифологи-
                              ческих существ из античной традиции – конями-гиппокампа-
                              ми или нимфами-нереидами.
                                 В то время таких мастеров называли «златокузнецами». Са-
                              мым знаменитым из них был Венцель Ямницер. Его называют
                              немецким Бенвенуто Челлини: он писал учебники, создавал
                              собственные измерительные приборы, разрабатывал новые
                              технологии и, в то же время, создавал свои шедевры. Ямницер
                              создавал свои шедевры для императоров Карла V, Фердинанда I,
                              Максимилиана II, Рудольфа II Габсбурга. Самое знаменитое его

                              47 Маркова Г. Искусство немецких серебряников XVI–XVII веков в Оружей-

                              184
   180   181   182   183   184   185   186   187   188   189   190