Page 174 - История жизни, любви и войны
P. 174

Глава 4. Народные промыслы горных регионов России и Европы          П. Ф. Худояров
                                                                             Листобойный цех. 1830-е гг.
проводилась их живопис-                                                        Нижнетагильский музей-
ная разработка тенями и                                                      заповедник «Горнозаводской
пробелами, а окончатель-
но отделывали сериями                                                                      Урал»
мелких темных или свет-
лых штрихов. Главные эле-
менты простейших компо-
зиций – крупный цветок
или розетка, ветки с пери-
стыми листьями, мелкие
бутоны и ягодки. Среди
цветочных мотивов часто
встречаются тюльпаны.
В миниатюрных вариантах
их писали кистью, а на из-
делиях средних размеров
они, как и розетки, могли
выполняться пальцем.

    А знаете ли вы, что...
    Самыми знаменитыми уральскими мастерами подносного про-
мысла были крепостные художники Худояровы.
    Семья Худояровых занимает важное в развитии живописного ис-
кусства в Нижнем Тагиле. Одному из братьев Худояровых народная
традиция приписывает изобретение «хрустального лака», которым
покрывали уральские подносы. Согласно семейному преданию,
предки Худояровых бежали с Волги на Урал, чтобы сохранить «старую
веру» – они были старообрядцами.
    Андрея Степановича Худоярова (1722–1804), владевшего специ-
альной мастерской по росписи железных изделий, считают родона-
чальником династии уральских живописцев. Его сыновья, Вавила и
Федор, работали в отцовской мастерской, причем младший, Вавила
писал сложные сцены, пейзажи «красками, серебром, золотом на
меди, железе, бумаге и дереве», «мог составлять краски и лаки самые
прочные и хорошего цвету».
    Прославил династию Павел Федорович Худояров (1802–1860?).
Сама известная его картина – «Листобойный цех».
    Большую часть своих работ Худояровы выполняли по заказам
Н. Демидова. В московском доме Демидова была комната с зеркаль-
ным плафоном, убранная по стенам «лакированными, покрытыми
живописью, дощечками», на которых с большим искусством изобра-
жены самые разнообразные и красочные птицы и бабочки. За эту уди-
вительную по тонкости и мастерству работу, Демидов «пожаловал»
своим крепостным живописцам по кушаку, шапке и «на кафтаны», а
отца, Андрея Худоярова, «уволил от заводских работ».

                                                                      173
   169   170   171   172   173   174   175   176   177   178   179