Page 164 - История жизни, любви и войны
P. 164

Глава 4. Народные промыслы горных регионов России и Европы
    Лепкой он занимался самостоятельно, пользуясь советами извест-
ного скульптора Н. И. Либериха. В 1872 г. он получил от Академии
художеств звание Художника 1-го класса, а с 1879 г. стал членом Мо-
сковского общества любителей художеств.
    В своих работах Лансере изображал лошадей. Для этого он совер-
шил путешествие в Центральную Азию, Кавказ и Северную Африку,
чтобы найти прототипы для своих скульптур. Он создал около 400
произведений. Его старшие сын и дочь позже стали художниками, а
самый младший сын – архитектором.

   Наряду с профессиональными скульпторами в Каслях ра-
ботали народные мастера-самоучки. Легендарным мастером
был В. Торокин, крестьянский мальчик, превратившийся в пре-
красного формовщика. Он стал тем, кто впервые воспроизвел
в скульптуре горнорабочих – рудовоза, крестьянина, везущего
на повозке руду на завод; формовщика, который изготавливает
формы для чугунного литья; литейщика.

Из сказа П. П. Бажова «Чугунная бабушка»
Против наших каслинских мастеров по фигурному литью никто выстоять не мог.
Сколько заводов кругом, а ни один вровень не поставишь...
В Каслях, видишь, это фигурное литье с давних годов укоренилось. Еще при бытно-
сти Зотовых, когда они тут над народом изгальничали, художники в Каслях живали.
Народ, значит, и приобык.
Тоже ведь фигурка, сколь хорошо ее ни слепит художник, сама в чугун не заскочит.
Умелыми да ловкими руками ее переводить доводится.
Формовщик хоть и по готовому ведет, а его рука много значит. Чуть оплошал – уро-
дец родится.
   Дальше чеканка пойдет. Тоже не всякому глазу да руке    Спичечница «Старуха с прялкой».
                                                          По модели 1890-х гг. В. Ф. Торокина.
впору. При отливке, известно, всегда какой ни на есть     Формовщик В. Тараторин. Отливка
изъян случится. Ну, наплывчик выбежит, шадринки вы-         1913 г. Екатеринбургский музей
сыплет, вмятины тоже бывают, а чаще всего путцы под            изобразительных искусств

рукой путаются. Это пленочки так по-нашему зовутся.
Чеканщику и приходится все эти изъяны подправить:
наплывчики загладить, шадринки сбить, путцы срубить.
Со стороны глядя, и то видишь – вовсе тонкое это дело,
не всякой руке доступно.
Бронзировка да покраска проще кажутся, а изведай – уз-
наешь, что и тут всяких хитростей-тонкостей многонько...
Ну вот. В числе прочих литейщиков был в те годы То-
рокин Василий Федорыч. В пожилых считался. Дядей Ва-
сей в литейном его звали.

                                                          163
   159   160   161   162   163   164   165   166   167   168   169