Page 151 - История жизни, любви и войны
P. 151
Подсвечник из селенита. «Glück auf», или Цивилизация горняков
Современный вид
были малахитовый, яшмовый и селенитовый. После отмены
крепостного права многие гранильщики трудились дома: в од-
ном доме семья делала брелоки, в другом – пасхальные яйца,
в третьем – пепельницы, в четвертом – спичечницы; из мала-
хита изготовлялись пресс-папье, доски для чернильных при-
боров. Со временем кустари стали использовать поделочный
камень для изготовления украшений: бусы из хрусталя, амети-
ста, малахита, селенита, широко использовали яшму в брошах,
браслетах, сережках, запонках.
Гранильный промысел знал разные времена: то процветал,
как в середине XIX в., то приходил в упадок, то вновь возро-
ждался уже в новом качестве в XX в. в связи с образованием
ювелирно-гранильной фабрики, на которой работали и про-
должают работать художники-профессионалы.
В качестве материалов гранильщики использовали малахит,
яшму и селенит. Из них изготавливались брелоки, пасхальные
яйца, пепельницы и пресс-папье. Делали уральские граниль-
щики и различные письменные приборы. А позже на Екатерин-
бургской гранильной фабрике начали изготавливать различные
украшения. Это были хрустальные, аметистовые, малахитовые
или селенитовые бусы. Делали броши, браслеты, серьги.
Английского путешественника Т. Аткинсона, посетивше-
го Урал в 1840-е гг., поразило, как на фабрике гранят камень:
«К числу наиболее замечательных... принадлежат бесспорно ка-
зенные фабрики, на которых производится обделка драгоценных
минералов уральских. Там распиливаются, шлифуются, пробу-
равливаются и полируются драгоценные уральские малахиты,
агаты, ясписы, аметисты, топазы, порфиры, горный хрусталь,
мрамор, гранит и прочие редкие породы камней. Из кусков боль-
ших размеров выходят колонны, пьедесталы, карнизы, столы,
вазы и т. п., а из камней малых размеров, разные драгоценные
украшения»36.
Вот как их характеризует письмо президента Академии ху-
дожеств Строганова, отправленное в Екатеринбургскую гра-
нильную фабрику в 1801 г. В письме говорится, что чаши и
вазы «вышлифованы ровно и в подборе камней с совершенным
старанием и отменною рачительностью». Действительно,
камень для ваз вбирался крайне тщательно. Как правило, это
была яшма голубоватой, темно-волнистой, серо-зеленой или
36 А. фон Этцель, Г. Вагнер Путешествие по Сибири и прилегающим к ней
странам центральной Азии / перевод Н. Деппиш. – СПб. : Издательство: Ти-
пография М. О. Вольфа, 1865. – С. 230–231.
150