Page 14 - История жизни, любви и войны
P. 14

Глава 1. Магия камня и металла                                 Яспис – шлифованная
                                                                            яшма.
   Горное дело в Средние века – это не только добыча драгоцен-              Халкидон – халцедон.
ных металлов – золота или серебра как материала для чекан-                  Смарагд – изумруд.
ки денег, обладающих товарной стоимостью и используемых в                   Сардолик – сердолик.
торговых расчетах, но и особое понимание природы минера-
лов  – драгоценных и полудрагоценных камней, – как предме-
тов, обладающих особой магической силой

   Князья и крестьяне, монахи и бюргеры – все сословия объе-
диняла вера в таинственную силу камней. Драгоценные камни
или самоцветы, как отмечалось в старинных рукописях, обла-
дали великой силой: люди верили в могущество камней. Здесь
мы видим отголоски древних верований, прежде всего фети-
шизма – вера в магическую силу предметов и поклонение им.

   Люди верили, что камни обладали душой. Они реагирова-
ли на состояние человека: в случае болезни или приближения
смерти, измены или вероломства считалось, что камни тускне-
ют, темнеют или изменяют свой цвет. Камни могли враждовать
между собой, терять свои магические свойства и вновь обре-
тать их. Существовало устойчивое представление, что изна-
чально драгоценные камни начали носить не в качестве укра-
шений, а как талисманы и обереги.

   Представление Средневековья, что драгоценные камни мо-
гут иметь особую силу, давать власть над окружающим миром
и людьми, поддерживалось некоторыми текстами из Священ-
ного писания. В Библии в книге Исхода (39: 8–30) содержится
описание торжественного облачения первосвященника, вклю-
чающего нагрудную пластину – эфуд, где в 4 ряда были располо-
жены 12 камней по 3 камня в каждом. В эфуде были представле-
ны изумруд, хризолит, оникс, яшма, аметист, агат. Здесь также
могли быть карнеол, топаз, рубин, сапфир, алмаз, гиацинт или
перидот, сердолик, гранат, лазурит, янтарь, бирюза. Расположе-
ние драгоценных камней на нагрудной пластине первосвящен-
ника несло глубинный смысл, открытый лишь посвященным.
По словам иудейского историка Иосифа Флавия (I в.), эти кам-
ни обладали чудесным свойством передавать Божию волю при
свершении правосудия и свидетельствовали о присутствии Го-
спода во время жертвоприношений.

   В описании апостолом Иоанном небесного Иерусалима
(Откровение, 21: 11–23) двенадцать оснований стены города
украшены драгоценными камнями. «Основание первое яспис,
второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое
сардоникс, шестое сардолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл,

                                                                        13
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19