Page 5 - Мы живем на Урале
P. 5
ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА
НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО УРАЛА
Расположение региона на стыке Европы и Азии превращало Урал в
перекресток путей многих народов, что предопределило сложную этно-
культурную историю края. В начавшейся с XVI в. колонизации земель,
на которых жили финно-угорские и тюркские племена и народности,
принимали участие не только выходцы с Русского Севера, центральных
областей Поволжья, юга европейской России, но и двинувшиеся на Вос-
ток вместе с русскими народы Поволжья (удмурты, марийцы, казанские
татары). Несмотря на бурные процессы взаимодействия (интеграции и
дифференциации одновременно) различных национально-культурных
и религиозных традиций, общественных укладов и способов жизни на-
селение Урала к началу ХХ в. представляло собой «пестрое разнообра-
зие».
Изучение этнокультурной истории Урала дает богатый материал как
о конкретных народах, проживавших на данной территории, так и о
взаимодействии этносов, нашедшее свое воплощение и в материальной
и в духовной культуре.
На территории региона проживают
– русские, составляющие большинство в составе населения;
– народы, генетически связанные с древними полиэтническими го-
сударствами и этническими сообществами Великой Степи (татары и
башкиры);
– относительно крупные народы, отличавшиеся давними культур-
но-хозяйственными связями с русскими (коми, марийцы, мордва);
– малочисленные народы, в развитии которых отмечено преобла-
дание ассимиляционной тенденции (малые народы Севера: ханты,
манси);
– представители различных народов, дисперсно расселенных на тер-
ритории Российской Федерации (немцы, поляки, евреи, украинцы, на-
роды Балтии).
Этносы, населяющие Урал, объединяет природно-географическая
среда проживания. Природные условия активно влияли на жизнь наро-
дов, создавая оптимальные формы материальной культуры. Процессы
взаимодействия коренных и мигрировавших народов ускорялись там,
где существовало меньше препятствий (прежде всего географических)
для контактов представителей разных этнических групп. Общими для
населения становились системы верований и представлений о мире,
3