Page 19 - Мы живем на Урале
P. 19

но оформившись в особое сословие, они продолжали                                               Старообрядческая церковь
сохранять прочную связь с землей (наличие у мастеро-                                               Рождества Христова
вых своих домов, огородов, земельных наделов и пр.).
«Завод» как тип поселения одновременно совмещал в                                              белокриницкого согласия,
себе черты города и деревни. Горнозаводская культура                                         г. Верещагино, Пермский край
складывалась как культура народная в своих основах,
генетически связанная с традиционной крестьянской
культурой.

   Духовной основой русского населения было право-
славие. На Урале жили и живут как православные ни-
кониане2, так и приверженцы старообрядческой церк-
ви3. Строобрядцы объединялись в группы – согласия.
Уральское старообрядчество принадлежало к разным
согласиям: белокриницкое согласие и беспоповское со-
гласие (наиболее многочисленные группы старообряд-
цев), а также немногочисленные представители бегун-
ского учения. Центры старообрядческих согласий на
Урале исторически расположены в Невьянском районе
(беспоповцы), в поселке Пристань, Артинский район
(белокриницкое согласие) в Свердловской области и
поселке Лысьва (беспоповцы), г. Верещагино, с. Бороду-
лино, с.  Шамары, г. Пермь (белокриницкое согласие) Пермского края.
Особенностью культуры старообрядцев является проникновение обря-
довых моментов в повседневную жизнь, строгое соответствие уставу и
поддержание связей по конфессиональному признаку. Браки у старо-
обрядцев преимущественно совершались и совершаются среди членов
соответствующей общины по строгим канонам.

   По словам Д.Н. Мамина-Сибиряка, «все заводское дело на Урале по-
ставлено раскольничьими руками». Согласно ревизии 1747 г. старооб-
рядцы составляли 43% населения «демидовской империи», среди орен-
бургских казаков – 42%; а к началу XIX в. их число на Урале составляло
около 150 тыс. человек. Урал считают одним из главных центров старо-
обрядчества, влияние которого распространялось на огромную терри-
торию от Вятки до Тобола.

2 Никониане – последователи никонианства, то есть православных норм и обрядов, предложен-
ных патриархом Никоном в 1650–1660-х годах в рамках церковной реформы, поддержанной го-
сударством и вызвавшей раскол в Русской Православной Церкви.
3 Старообрядческая церковь – совокупность религиозных организаций и течений, возникших в
русле православной церкви, но отделившихся от нее вследствие несогласия с реформами, про-
веденными Патриархом Никоном.

                                                                                         17
   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24