Page 62 - Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры
P. 62
«Glück auf», или Цивилизация горняков
Их называли «сибирскими». Тогда же Петр Фролов построил
здесь первую в России чугунную дорогу на конной тяге.
Рабочие на алтайских А знаете ли вы, что...
рудниках. Петр Кузьмич Фролов (1775–1839) – горный инженер, изобрета-
тель, сыгравший в истории горнозаводского Алтая важную роль. Он
Иллюстрация из родился в Змеиногорской крепости. В 1793 г. закончил Петербургское
книги И. А. Шлаттера горное училище, а после служил на Змеингорском, руднике и Сузу-
«Обстоятельное наставление новском заводе, что на Алтае.
рудному делу». 1760 г. Фролов вместе с картографом Н. Е. Корелиным исследовал водный
путь до Нерчинского горного округа по рекам Ангаре, Енисею, Оби и
Кети. Фролов заведовал лесным хозяйством Алтая и сплавом руды по
Иртышу. Конструкцию судов для этого он сам разработал. В 1809 г.
Фролов построил по собственному проекту чугунно-рельсовую доро-
гу между Змеиногорским руд-
ником и Змеевским серебро-
плавильным заводом, которая
была в России одной из первых.
Это была часть придуманного
Фроловым проекта водно-рель-
сового пути от Змеиногорского
рудника до Барнаульского заво-
да, который остался неосущест-
вленным.
В 1808–1809 гг. Фролов упо-
рядочил казенную библиотеку
Алтайских заводов, а в 1811 г.
был переведен в Петербург на-
чальником главной чертежной
экспедиции горных и соляных
дел. С 1817 г. Фролов – началь-
ник округа Колывано-Воскре-
сенских заводов, а с 1822 г. – Том-
ский гражданский губернатор.
При нем была проведена меха-
низация Зыряновского и Ридде-
ровского рудников, построена
первая в Западной Сибири бу-
мажная фабрика и типография,
основана метеорологическая и
магнитная станция.
По инициативе Фролова в
Барнауле началось строитель-
ство горного госпиталя, учили-
ща и богадельни, а также обе-
лиска в честь 100-летия горного
дела на Алтае, который позже
60