Page 201 - Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры
P. 201

Глава 5. Горные праздники

емкую операцию. Первые небольшие по объему поставки осущест-
влялись зимой по санному пути на специально нанятых крестьянских
подводах. Отправка огромного количества продукции гужевым спо-
собом была не выгодна и, начиная с 1703 г., металл и изделия ста-
ли отправлять водным путем – «железными караванами». Первый
«железный караван» с грузом Каменского завода отошел от пристани
27 апреля 1703 г. в количестве 40 судов, на которые погрузили 323
пушки, 12 мортир, 15 гаубиц и 1110 пудов железа.

    Для сплава на заводах заранее строились специальные суда –
струги, дощаники, коломенки, барки. Длиной они были более 30 м,
шириной до 6 м, высотой до 2 м. Они могли поднимать до 10 000 пу-
дов (160 000 кг) груза. Важно было не упустить момент – и отправить-
ся «по первой воде», как только лед сойдет с рек.

    Важнейшей судоходной артерией была Чусовая. По ней караваны
плыли только днем, по ночам стояли на пристанях. Труднопроходи-
мыми считались места, где высились скалы-«бойцы», их на Чусовой
было около ста. Самыми опасными считались Молоков, Горчак и Раз-
бойник. Кроме утесов на пути сплавщиков поджидали и другие опас-
ности – мели и камни на дне реки.

    По Чусовой доходили до Камы, а потом вниз – через Казань до
Нижнего Новгорода.

    После Нижнего Новгорода путь каравана проходил по Оке. Идти
приходилось вверх по течению на бурлацкой тяге через Муром, Ря-
зань до Коломны. По Москве-реке тоже «шли бечевою». Обычно этот
путь проходили за одну навигацию.

    А караванам, которые шли до Архангельска или Санкт-Петербур-
га, нужно было около полутора лет. Суда осенью останавливались на
зимовку в Твери. Железо разгружалось. Следующей весной караван
вновь двигался в путь и к концу лета приходил в северную столицу.

    «Железные караваны» ушли в историю в конце XIX в. после того,
как появились железные дороги.

   Отправка «железных караванов» в Сибирь и Центральную
Россию тоже была праздником для всего горнозаводского насе-
ления. Он назывался праздник спишки. Причем слово «спиш-
ка» означало как праздник, посвященный отправке каравана,
так и саму отправку. На реке Чусовой этот праздник обычно
отмечался 23 апреля. Праздничный облик «железному карава-
ну» придавали флаги, двух-трехцветные гербы, раскраска ба-
рок. У Ревдинского завода, к примеру, барки красили в черный
цвет, у Шайтанского – в желтый. Праздничной была и одежда
сплавщиков: как рассказывают те, кто видел праздник спишки,
они были в ярко-красных рубахах, плисовых шароварах и ма-
тросских фуражках с длинными красными лентами.

   Вот как описывает праздник спишки Д. Н. Мамин-Сибиряк:
«До двух тысяч бурлаков собралось на мысу. От барок к воде

                                                                      199
   196   197   198   199   200   201   202   203   204   205   206