Page 186 - Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры
P. 186
Альбрехт Дюрер. «Glück auf», или Цивилизация горняков
Эскиз кубка в виде репы
1526 г. Перо, черные чернила Ее украшала картина Лоренца Биллера «Плен-
ные турки перед императором Леопольдом I». Это
с желтой подмывкой виртуозно исполненный рельеф – серебряная кар-
тина, отражающая события 1683 г., когда союзные
войска Австрии, Венгрии и Польши разгромили ту-
рок, осаждавших Вену. Сцена показывает торжество
победителей и чествование главы антитурецкой
коалиции императора Священной Римской импе-
рии Леопольда I. В центре композиции император,
восседающий на троне под пышным балдахином с
геральдическими орлами, который попирает нога-
ми символы побежденного врага – знамя с полуме-
сяцем и тюрбан. К подножию трона сброшены тро-
феи и пленные турки, закованные в цепи. Справа от
императора стоят полководцы и главный герой этой
битвы – польский король Ян III Собеский в рыцар-
ских доспехах. К трону устремлена фигура Викто-
рии, богини победы с лавровым венком и пальмовой
ветвью. Сама картина обрамлена трофеями, армату-
рой, литаврами и императорским орлом.47
А знаменитый аугсбургский мастер Давид Швестермюллер
прославился рукомойниками в виде всадников, лица которых
напоминали монархов Европы. На одном из таких рукомой-
ников, которых и сегодня можно увидеть в Оружейной палате
в Кремле, в фигуре всадника угадывается английский король
Карл I Стюарт.
В конце XVI – первой половине XVII вв. нюрнбергские ма-
стера прославились кубками-«корабликами». Как следует из их
названия, внешне они напоминали корабли. Самыми известны-
ми из них стали изделия Исайи цур Линдена. Он изготавливал
самые разные корабли: маленькие с одной мачтой и большие с
настоящим такелажем и фигурками команды. Снаружи такие
кубки украшались фигурками дельфинов и морских мифологи-
ческих существ из античной традиции – конями-гиппокампа-
ми или нимфами-нереидами.
В то время таких мастеров называли «златокузнецами». Са-
мым знаменитым из них был Венцель Ямницер. Его называют
немецким Бенвенуто Челлини: он писал учебники, создавал
собственные измерительные приборы, разрабатывал новые
технологии и, в то же время, создавал свои шедевры. Ямницер
создавал свои шедевры для императоров Карла V, Фердинанда I,
Максимилиана II, Рудольфа II Габсбурга. Самое знаменитое его
47 Маркова Г. Искусство немецких серебряников XVI–XVII веков в Оружей-
184