Page 180 - Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры
P. 180
«Glück auf», или Цивилизация горняков
Иван Николаевич Бушуев родился в 1800 г. Его отец был
талантливым живописцем. Мальчик с детства познакомился
с подлинным искусством. С пятнадцати лет он работал на фа-
брике чертежником, в семнадцать приходит в цех вытравки и
позолоты клинков. Меньше чем через год он уже выполняет са-
мые сложные и ответственные работы по украшению оружия и
становится «первым мастером украшенного отделения».
И. Бушуев был великолепным рисовальщиком. На одной из
своих сабель он выгравировал производственный процесс из-
готовления оружия. Наковальни и молотки, кузнечные горны и
точильные круги – предметы прозаические, но выгравирован-
ные на стали, они становятся настоящим гимном человеку-тру-
женику.
На клинке художник с необыкновенной точностью и подроб-
ностями, какие могли быть известны только человеку, знакомо-
му со всеми особенностями и этапами производства, изобразил
весь цикл работ, начиная от добычи руды до погрузки готового
оружия. Изготовляли украшенное оружие маленькие мальчики
пути, на которых, как того требовали условия производства в го-
рячих цехах, были надеты кожаные передники-защитки.
В 1829–1834 гг. И. Бушуев был одним из авторов, изготовив-
ших «древнее вооружение» – доспехи средневекового рыцаря.
Он разрабатывал рисунки, украсившие доспехи. Любимым мо-
тивом, часто используемым И. Бушуевым в гравюрах, был ле-
тящий конь. Может быть, поэтому и на шлеме средневекового
рыцаря парят крылатые кони?
Тематически творчество Бушуева было очень разнообраз-
ным: он создавал и батальные, и трудовые, и охотничьи, и ми-
фологические сцены. Особое место занимают сцены Отече-
ственной войны 1812 г. (сабля, 1823) и Бородинского сражения
(сабля, 1824).
Бушуев хотел стать историческим живописцем. Его мечта
осуществилась в гравировке исторических сюжетов. Сложную
батальную панораму Бородинского сражения мастер распола-
гает по всей длине клинка. В центре композиции гравюры –
свободное пространство, а внизу под ним – орудия и убитый
солдат, поднявший к небу в последней мольбе руки. Эта фигура
приобретает символическое значение.
Многолетняя работа над украшением оружия, связанная с
воздействием отравляющих паров ртути, подорвала здоровье
художника, он скончался в возрасте 34 лет.
Если творчество Бушуева связано с освоением уральцами
опыта немецких мастеров, то имя другого оружейника, Васи-
178