Page 174 - Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры
P. 174

Тагильский поднос       «Glück auf», или Цивилизация горняков
«Жёлтые цветы». 1920-е гг.
 Екатеринбургский музей        История тагильского подносного промысла уходит корнями
изобразительных искусств    в XVIII–XIX  вв. К 1830–1840-м гг. насчитывалось 24  мастер-
                            ские, где изготавливались расписные подносы. Они пользова-
                            лись спросом не только на Урале, но и в других регионах нашей
                            страны. Так, в 1829 г. было продано изделий тагильских масте-
                            ров на общую сумму около 120 000 рублей.

                               Подносы делали самой причудливой формы: прямоуголь-
                            ные, закругленные, восьмигранные, овальные, были и подно-
                            сы с ажурными бортами. Тагильские мастера как-то однажды
                            изготовили шестнадцатигранный поднос. В зависимости от
                            размера подносы могли быть «чайными» под самовар, «рюмоч-
                            ными», чтобы подать гостю угощение, «скатерными» – разме-
                            ром со столешницу, заменявшие настоящую скатерть. Подносы
                            украшались цветочной росписью или «разделывались» (укра-
                            шались) «под малахит», «под черепашку» или «под дерево».

                               Подносы-картины были настоящим украшением для дома
                            или гостиницы. На них изображали пейзажи, натюрморты,
                            героические или мифологические сюжеты. Персонажами под-
                            носов-картин были Гектор и Андромаха («Прощание Гектора
                            с Андромахой»), Петр I («Спасение Петром I моряков на Ла-
                            дожском озере», «Ассамблея Петра I») или Наполеон («Прием у
                            Наполеона»). Законченный вид подносам-картинам придавали
                            красные или черные полоски-«рамки» с орнаментами или золо-
                            чеными узорами.

                               Тагильские подносы были представлены на многих про-
                            мышленных выставках. В Петербурге в 1829 г. тагильчанин
                            Афанасий Шестаков, владелец одной из мастерских, показал
                            на выставке четырехугольные и овальные подносы красного и
                            черного цвета, украшенные цветами.

                               Слова «тагильский поднос» в первую очередь ассоциируют-
                            ся с «уральским букетом» – цветочной росписью по металлу.
                            В период расцвета промысла было два направления цветочной
                            росписи – одно тяготело к классической миниатюре, другое – к

                                                      народной росписи. Оба направления сосу-
                                                      ществовали, обогащая друг друга. Краски
                                                      для росписи изготовляли из местных ми-
                                                      нералов и глин. Фон был красно-коричне-
                                                      вый, зеленый или синий, в росписи приме-
                                                      нялись оранжевые, белые, сине-голубые,
                                                      желтые, темно-коричневые и черные тона.

                                                          Последовательность выполнения ро-
                                                      списи была следующей: сначала наноси-
                                                      лись основные живописные пятна, затем
                            172
   169   170   171   172   173   174   175   176   177   178   179