Page 142 - Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры
P. 142
«Glück auf», или Цивилизация горняков
переносят по руднику добытую руду и вытаскивают ее на поверхность. Вскоре Стукан-
цы увидели людей и спросили, что они здесь делают. Старый шахтер ответил, что они
очень бедны и поэтому вынуждены работать даже ночью. В ответ один из Стуканцев
сказал горнякам:
– Мы поможем вам в беде и будем работать вместе с вами. Но вы должны отдавать
нам десятую часть добытой руды!
Стуканцы стали помогать старику и его сыну, а горняки, в свою очередь, отдавали
своим таинственным помощникам часть руды. Благодаря помощи Стуканцев старик и
его сын быстро разбогатели и выбрались из нищеты.
Прошло время, старик умер, а его сын продолжал работать в той же шахте. Однако
он попытался обмануть Стуканцев, не стал отдавать им часть добытой руды. Стуканцы
перестали ему помогать и покинули шахту.
Вскоре руда в той шахте таинственным образом исчезла. А сын старого шахтера
потратил все деньги и умер в нищете...
Хозяйка Медной горы, Хозяйки земных недр
г. Березовский. В Старых горных сказках России, Германии и Австрии по-
вествуется и о «горных духах», появлявшихся перед людьми в
Свердловская область женском обличье. Так, на Урале из поколения в поколение пе-
редавались предания о Горной матке. Существует версия, что
она стала прототипом знаменитой бажовской Хозяйки Медной
горы.
Горняки рассказывали, что жила Горная матка в глубине
шахты. Ее комната была «внутри обита бархатом черным, зо-
лотом, камнями разными дорогими украшена»33.
Горная матка могла по-
являться перед людьми в
виде прекрасной женщи-
ны или девушки в красном,
розовом или белом платье.
Цвет платья менялся от
того, что добывали в ме-
стах ее обитания: платину
или золото. Могла Горная
матка принимать и облик
штейгера – начальника
горняков.
33 Про Горную матку // Предания
и легенды Урала: Фольклорные
рассказы / Сост., вступит. ст. и
коммент. В. П. Кругляшовой. –
Свердловск : Средн.-Урал. книж.
изд-во, 1991. – С. 129.
140