Page 15 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 15
мательно подойти к вопросам сохранения культурного наследия.
Раскроем некоторые формы краеведческой работы в школе.
Экскурсия (от лат. excursio – поездка, вылазка) – коллективное
посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники
культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.) с научной, образо-
вательной или увеселительной целью, а также форма и метод при-
обретения знаний. Различают экскурсии по целям (учебные, прос-
ветительские, научные), тематике (в соответствии с содержанием
представляемых объектов), по месту расположения объектов (на-
турные, музейные); по составу участников.
Отличительной особенностью экскурсий, используемых в крае-
ведческой работе, является, с одной стороны, их научно-образова-
тельная направленность, с другой, их включенность в общий план
образовательно-воспитательной программы школы или класса. В
ходе экскурсии осуществляется непосредственный контакт уча-
щихся с изучаемым объектом в тех условиях, где он хранится. Ког-
да речь идет о географической экскурсии, можно сказать, что уча-
щиеся знакомятся с предметами и явлениями в их естественном
окружении. Экскурсии исторической направленности в большей
мере связаны с посещением музеев или памятных мест. Экскурсии
искусствоведческой или литературоведческой направленности, как
правило, проводятся на базе художественных или литературных
музеев, в выставочных залах галерей.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические.
Обзорные экскурсии дают самые общие представления об изучае-
мом объекте (например, о природе или хозяйственной деятельнос-
ти в данной области), тематические предусматривают раскрытие
какой-то конкретной темы (например, археологические памятники,
найденные в данном месте).
По способам проведения различают иллюстративные и исследова-
тельские экскурсии. Если в ходе иллюстративной экскурсии практи-
чески повторяется материал, уже известный учащимся, то исследо-
вательская экскурсия содержит проблемные вопросы, на которые
учащиеся должны ответить в ходе знакомства с предметом. Слож-
ность проведения исследовательских экскурсий состоит в том, что
в них используются частично-поисковые или исследовательские
15