Page 52 - 25 лет кадетскому образованию
P. 52
Встреча войскового В К(К)ШИ обучаются подростки
атамана В. И. Романова из разных регионов Свердловской
с будущими выпускниками области и разных социальных групп,
поэтому при организации воспита-
Первого Уральского тельной работы нельзя не учитывать
казачьего кадетского существующие проблемы воспитания
в контексте сложившейся социокуль-
корпуса. 2019 г. турной ситуации в обществе. Она по-
родила множество проблем в области
воспитания и воспитательной прак-
тики, с которыми столкнулся сегодня
кадетский корпус.
Одна из них связана с негативным
социальным контекстом, размываю-
щим нравственные основания жиз-
ни российского общества и его подрастающего поколения, т. к. в ситуации
стремительного развития геополитических, геоэкономических и геокуль-
турных систем претерпели изменение социальные и бытовые нормы. Это
разрушило концептуальные основы сложившейся за десятилетия систе-
мы воспитания, повлекло за собой смену моделей социального поведения,
принятых в обществе. Произошло ослабление воспитывающей функции
школы, разрушение воспитательных систем. Обострение социально-нрав-
ственных проблем жизни привело к переориентации российской школы на
«чистое» обучение. Нравственные ценности, которые ранее декларировали
образовательные институты, были не подкреплены образцами реальных
жизненных ситуаций и потому оказались невостребованными подрастаю-
щим поколением. Заявляемые ценности мешают быть успешным в условиях
жесточайшей конкуренции и выживания. В социальном мире произошла
жесткая стратификация между людьми честными, порядочными, высоко-
нравственными и людьми с кланово-социальными потребностями, дикту-
ющими массам стратегию либо агрессивного, либо подчиненного поведе-
ния через внедрение соответствующих стереотипов поведения СМИ.
Кроме того, существует идеологизация сознания населения (идеологи-
ческая мотивация поступков взамен их нравственной мотивации), и, как
следствие этого, возникает искаженный заменитель – морализаторство,
которое освобождает человека от личной ответственности за содеянное.
В школьном воспитании это привело к подмене воспитания нравственной
интенции у ребенка внедрением в его сознание идеологических поведенче-
ских штампов, что способствовало разрушению способности к свободному
духовно детерминированному поступку.
Принципиально изменились модели и механизм социализации детей и
подростков. Механизм социализации не сводится больше к тому, что семья
и школа вырабатывают нормы, молодежь эти нормы присваивает и следу-
ет предписанному этими нормами поведению. Молодежь ... конституиру-
ет себя в процессах взаимодействия со своими сверстниками, СМИ и ТV, с
семьей и школой посредством неформальных способов воспитания.
Произошло изменение стереотипов понимания сущности воспитании. В
течение долгих лет массовая практика в качестве воспитания подразумева-
ла воспроизводство соответствующих форм социального бытия через фор-
50