Page 52 - 25 лет кадетскому образованию
P. 52

Встреча войскового                                                       В К(К)ШИ обучаются подростки
  атамана В. И. Романова                                                  из разных регионов Свердловской
с будущими выпускниками                                                   области и разных социальных групп,
                                                                          поэтому при организации воспита-
    Первого Уральского                                                    тельной работы нельзя не учитывать
    казачьего кадетского                                                  существующие проблемы воспитания
                                                                          в контексте сложившейся социокуль-
       корпуса. 2019 г.                                                   турной ситуации в обществе. Она по-
                                                                          родила множество проблем в области
                                                                          воспитания и воспитательной прак-
                                                                          тики, с которыми столкнулся сегодня
                                                                          кадетский корпус.

                                                                             Одна из них связана с негативным
                                                                          социальным контекстом, размываю-
                                                                          щим нравственные основания жиз-
                          ни российского общества и его подрастающего поколения, т. к. в ситуации
                          стремительного развития геополитических, геоэкономических и геокуль-
                          турных систем претерпели изменение социальные и бытовые нормы. Это
                          разрушило концептуальные основы сложившейся за десятилетия систе-
                          мы воспитания, повлекло за собой смену моделей социального поведения,
                          принятых в обществе. Произошло ослабление воспитывающей функции
                          школы, разрушение воспитательных систем. Обострение социально-нрав-
                          ственных проблем жизни привело к переориентации российской школы на
                          «чистое» обучение. Нравственные ценности, которые ранее декларировали
                          образовательные институты, были не подкреплены образцами реальных
                          жизненных ситуаций и потому оказались невостребованными подрастаю-
                          щим поколением. Заявляемые ценности мешают быть успешным в условиях
                          жесточайшей конкуренции и выживания. В социальном мире произошла
                          жесткая стратификация между людьми честными, порядочными, высоко-
                          нравственными и людьми с кланово-социальными потребностями, дикту-
                          ющими массам стратегию либо агрессивного, либо подчиненного поведе-
                          ния через внедрение соответствующих стереотипов поведения СМИ.
                             Кроме того, существует идеологизация сознания населения (идеологи-
                          ческая мотивация поступков взамен их нравственной мотивации), и, как
                          следствие этого, возникает искаженный заменитель – морализаторство,
                          которое освобождает человека от личной ответственности за содеянное.
                          В школьном воспитании это привело к подмене воспитания нравственной
                          интенции у ребенка внедрением в его сознание идеологических поведенче-
                          ских штампов, что способствовало разрушению способности к свободному
                          духовно детерминированному поступку.
                             Принципиально изменились модели и механизм социализации детей и
                          подростков. Механизм социализации не сводится больше к тому, что семья
                          и школа вырабатывают нормы, молодежь эти нормы присваивает и следу-
                          ет предписанному этими нормами поведению. Молодежь  ... конституиру-
                          ет себя в процессах взаимодействия со своими сверстниками, СМИ и ТV, с
                          семьей и школой посредством неформальных способов воспитания.
                             Произошло изменение стереотипов понимания сущности воспитании. В
                          течение долгих лет массовая практика в качестве воспитания подразумева-
                          ла воспроизводство соответствующих форм социального бытия через фор-
                          50
   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57