Page 36 - 25 лет кадетскому образованию
P. 36
На первом этапе становления кадетского образования психолого-педаго-
гическую и научно-методическую поддержку кадетским школам оказывала
кафедра педагогики и психологии Института развития регионального обра-
зования (далее – ИРРО). Как отмечала Е. В. Плотникова, заведующая кафед
рой педагогики и психологии ИРРО, «проблемный семинар на базе КШИ в
г. Качканаре положил начало работе по совместному с педагогами кадетских
школ изучению особенно сложных психолого-педагогических ситуаций и
проектированию вариантов решений. Обычной практикой стала педагоги-
ческая супервизия, анализ дневников педагогов, тематические групповые
дискуссии на основе изучения материалов других кадетских школ России.
Результатом стало освоение навыков педагогического наблюдения, челове-
ко-ориентированного общения, конкретизации проблем, операционализа-
ции педагогических и управленческих действий, а следствием – растущая
уверенность педагогов и руководителей КШИ в своей компетенции обеспе-
чить становление и развитие КШИ. Несколько лет школы разрабатывали
и реализовывали кадетскую составляющую образовательной программы,
формировали индивидуальный стиль каждой школы, наполняли уклад
жизнедеятельности кадетскими нормами и традициями». [12]
Из проекта областной Программы
«Развитие кадетского образования»
С целью исполнения решения коллегии Министерства общего и профес-
сионального образования Свердловской области от 24.09.2004 № 4/2 «Кадет-
ские школы-интернаты: результаты деятельности и идеология дальнейшего
развития», реализации основных направлений Программы 4 («Мероприя-
тия по развитию образования в Свердловской области на 2004–2007 годы»)
в соответствии с приказом по институту развития регионального образова-
ния от 23.09.2004 № 191-д «О создании рабочей группы по научно-методи-
ческому обеспечению проекта «Развитие кадетского образования» разрабо-
тан настоящий проект.
Основное противоречие в системе кадетского образования зафиксиро-
вано в решении коллегии министерства следующим образом: «в условиях
кадетской школы воспитанники обретают новые представления о нормах
поведения, способах реагирования в различных ситуациях. Дисциплина яв-
ляется организующим и ограничивающим фактором поведения. В резуль-
тате воспитанники частично избавляются от деструктивных форм поведе-
ния, становятся более адаптированными к окружающей среде. Но в то же
время не всегда приобретают уверенность, активность, способность к осоз-
нанному выбору». Данное противоречие указывает на проблему не полно-
го соответствия результатов образования в кадетских школах-интернатах
современным требованиям к образованности, в части таких составляющих
социальной компетентности, как готовность к самоопределению, конструк-
тивной коммуникации, проявлению инициативы и творчества.
Причины данной проблемы, отмеченные в решении коллегии министер-
ства, включают частично не соответствующие современным педагогиче-
ским принципам педагогические действия и характер отношений в системе
«педагог-ученик».
34