Page 47 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 47
ратов. Во время активного движения и особенно после него наруше-
ние дыхания мешает произнесению текста» [56, с. 23]. Сбалансирован-
ное использование дыхания, координация речи и движения приводят
к положительной деятельности сердечно-сосудистой системы. Приве-
денная цитата, взятая в одной из работ указанного автора, таким обра-
зом, подтверждает взаимосвязь условия здоровьесбережения и условия
совмещения пения с движением, так как процесс пения и движения
происходит при участии сердечно-сосудистого, дыхательного, двига-
тельного аппаратов. Для ослабленного учащегося, имеющего проблемы
сердечно-сосудистого характера, или голосообразования (например,
охриплость в голосе), или проблемы, связанные с органами движения,
конечно, осуществлять координацию между пением и движением пол-
ноценно трудно. При осуществлении движения детьми, имеющими
«зажимы» в органах движения, те же «зажимы» обнаруживаются и в
голосовом аппарате. Поэтому свобода движения у учащихся со здоро-
вым двигательным аппаратом будет являться в какой-то мере и сво-
бодой и голосового, и двигательного аппарата. Это значит, что совме-
щение движения и пения тесно связано с проблемами сохранения здо-
ровья учащихся.
Формирование двигательных навыков, а также координационных
навыков и способностей в русле физической подготовки школьни-
ков, по мнению ряда педагогов спортивной педагогики (В.И. Лях,
Л.П. Матвеев, Н.Л. Попова, А.М. Петров и др.), требует систематич-
ности занятий с детьми и последовательности в формировании у них
определенных способов координации различных действий. В связи с
этим, считают названные исследователи, целесообразным представ-
ляется использование педагогического принципа систематичности и
последовательности, когда необходимые навыки формируются посто-
янно и последовательно: от простых к сложным навыкам в опреде-
ленной системе их формирования. Исходя из жанровых особенностей
строевой песни, необходимых навыков ее исполнения, такое после-
довательное и систематическое освоение детьми этих навыков может
быть следующим: от статики выполнения строевой стойки и певче-
ской установки, через динамику (шаг на месте) соединения пения с
движением только рук или только ног, к динамике (шаг на месте, а
затем шаг на марше) соединения пения с непараллельным движением
рук и ног одновременно.
45