Page 46 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 46
важном аспекте профессиональной деятельности тех же вокалистов,
как совмещение пения и движения в процессе реализации, например,
драматургического развития сюжета, особенностей партий тех или
иных оперных героев и т.д. Указанные теоретические и методические
источники не раскрывают таких направлений работы, которые свя-
заны с постоянным совмещением пения и движения, которое имеется
при исполнении строевой песни. Поэтому для обучения кадет испол-
нять такие песни следовало постоянно реализовать условие совмеще-
ния пения и движения.
Принцип координации, выдвинутый в качестве основополагающего
для настоящего исследования, предполагает не раздельное обучение
кадет пению и движению, а единое целостное обучение, которое пред-
усматривает координацию всех видов двигательных и певческих дей-
ствий на одном занятии. Освоенные навыки координации между пением
и движением позволят кадетам успешно исполнять строевую песню
на внеклассных занятиях, в торжественных мероприятиях, в процессе
проведения воинских ритуалов. Практика работы кадетских учебных
заведений показывает, что в этих учреждениях наиболее приемлемым
способом обучения учащихся строевому пению является отдельное
разучивание песен на внеклассных занятиях и отдельные формирова-
ния двигательных навыков на строевой подготовке. Единая система,
направленная на формирование координационных навыков, способ-
ствующих точному совмещению пения и движения кадет, в назван-
ных учебных заведениях, к сожалению, отсутствует. В связи с этим,
так же как и в обучении спортсменов, в процессе реализации которого
педагоги формируют координационные способности, навыки, умения
учащихся, выдвигая при этом принципы координации, для формиро-
вания навыков исполнения строевой песни, которое требует совмеще-
ние разных действий: двигательных и певческих, был выделен прин-
цип координации.
Принцип координации и ранее раскрытый принцип здоровьесбе-
режения являются не изолированными, а тесно связанными между
собой. В одной из своих работ И.Э. Кох отмечал необходимость здоро-
вого функционирования дыхательной и двигательной системы испол-
нителя. «Произнесение текста или пение во время или после активного
движения требует от исполнителя специальной координации речи и
движений с деятельностью сердечно-сосудистого и дыхательного аппа-
44