Page 45 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 45

При реализации условия совмещения пения и движения, когда фор-
мируется навык соединять пение и движение в одинаковых, меняю-
щихся по ходу исполнения темпоритмических особенностей песни,
следует принять во внимание идеи физиолога И.П. Павлова, который
писал, что под «движениями речи» подразумевается вся совокупность
работы мышц речевого аппарата. «В процессе развития человек овла-
девает сложнейшей координацией мышц, обеспечивающих не только
произнесение слов, но и взаимодействия речи с движениями скелетной
мускулатуры, порознь, а чаще совместно осуществляющих различные
действия» [56, с. 24]. Те же самые закономерности можно проследить
и при соединении пения и движения. Ведь пение, как и речь, невоз-
можно без координации действия мышц рук, плеча, туловища. Однако
навыки такой координации должны тоже формироваться, так как они
не сформированы не только у взрослых вокалистов, но и у детей. Поэ-
тому соединению или координации пения и речи, особенно у тех уча-
щихся, которые данный навык должны иметь и его демонстрировать
в различных формах внеклассной деятельности, следует целенаправ-
ленно обучать.

   В предыдущих материалах исследования при рассмотрении спе-
цифики строевой песни раскрывались идеи педагогов, которые исполь-
зовали движение в активизации обучения пению детей. В частности,
указывалось на позицию Д.Е. Огороднова, который не раз подчерки-
вал, что голос напрямую связан с пластикой жеста: «Движение рук —
это жест, а жест — эмоционально-смысловое проявление лично-
сти» [59, с. 26]. Идеи этого автора полностью базируются на теории
И.М. Сеченова, который предположил наличие существования дви-
гательного анализатора и «мышечного чувства», которое не только
усиливает все другие ощущения, но и объединяет их [60].

   Следует отметить, что в технике обучения оперных певцов для
устранения «зажатости» и напряжения мышц педагогами используются
активные движения. Так, О. Гутман, на которого ссылается в своих
работах Л.В. Чернова, считает, что ослабление напряжения и зажато-
сти может быть достигнуто путем движения рук, поворота головы,
движения туловища. Эти движения совместно с пением благотворно
влияют на постановку педагогом певческого аппарата будущих вока-
листов [62]. Но в работе О. Гутман внимание уделяется качественной
постановке голосового аппарата вокалиста. В ней не идет речь о таком

                                               43
   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50