Page 43 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 43
при наличии определенной специфики в программах обучения должны
ставить в приоритет охрану детского здоровья [24]. Однако следует
объективно признать, что сегодня в учебной программе и в традици-
онной системе обучения кадетских учебных заведений часто проявля-
ется здоровьезатратный характер [61].
В научно-педагогической литературе авторами (А.М. Абаев [30],
М.М. Безруких [31], В.В. Букреева [32], Г.К. Зайцев [33], Т.В. Зин-
ченко [34], Н.Н. Куинжи [35], В.Л. Марищук [36], П.Н. Приходько [37],
Н.К. Смирнов [38], А.В. Шабров [39]) также указывается, что, все, относя-
щееся к образовательному процессу, организуемому в различных видах
образовательных учреждений, должно быть нацелено прежде всего на
сохранение здоровья учащихся.
В разных источниках (С.Г. Ахмерова [43], В.И. Ковалько [40],
Е.А. Менчинская [41], Н.К. Смирнова [38] и др.) здоровьесберегающая
составная процесса обучения называется авторами технологией, прин-
ципом, методом, способом и т.д. Однако анализ литературы все-таки
показывает, что наиболее часто авторы в своих работах говорят о прин-
ципе здоровьесбережения (Н.И. Аверьянова, И.Л. Старкова, Н.М. Аба-
шева), когда, как указывается в государственных документах, весь про-
цесс обучения учащихся базируется именно на нем.
Сформированные отдельно певческие и двигательные навыки каде-
тами, однако, часто не могут быть совмещены. В связи с этим возни-
кает необходимость развития координации действий (О.А. Двейрина),
которые реализуются посредством координационных способностей и
навыков (Н.А. Берштейн, Л.П. Матвеев и др.). В.И. Лях, Н.Л. Попова,
А.М. Петров в своих работах отстаивают идеи относительно общих
координационных способностей. Эти общие координационные спо-
собности позволяют человеку управлять двигательными действиями.
В обучении детей младшего школьного возраста двигательным дей-
ствиям названные авторы выделяют принцип координации. Для насто-
ящего исследования значимым представляются такие виды координа-
ции, как удержание темпа песни и движения, совмещение темпа дви-
жения с организацией певческого дыхания, совмещение сильной доли
метра песни с движением на определенную ногу. Все эти двигатель-
ные действия при исполнении строевой песни необходимы, исходя из
ее специфических особенностей, и все они взаимосвязаны между собой,
т.е. скоординированы в единое исполнительское целое.
41