Page 42 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 42
ным боем, самбо. В их учебном плане можно найти такие предметы,
как огневая, тактико-специальная и строевая подготовка. На всех этих
дисциплинах происходит динамичное развитие их двигательных навы-
ков. Однако все-таки в практической работе с кадетами преподавателю
следует осуществлять контроль за тем, как происходит распределение
нагрузки на мышцы двигательного аппарата кадет, каким образом они
совмещают движение (активность) с расслаблением (отдыхом). Времен-
ной контроль продолжительности занятий, на котором дети должны
двигаться и петь, должен быть приоритетным при реализации условия
здоровьесбережения, особенно когда занятие проводится на улице, на
плацу, на открытом воздухе. Сбережение здоровья должно касаться
вокального аппарата учащихся. Их голос должен звучать ровно, фор-
сированное пение должно быть исключено. Учителю необходимо сле-
дить за проявлением ровности дыхания детей, что даст возможность
исключить его сбой.
В начале обучения кадет в основной школе у детей на уроке музыки
происходит формирование певческих навыков: певческая установка,
нижнереберное дыхание, активный и короткий вдох, размеренный и
плавный выдох, нефорсированное звучание, четкая артикуляция, что
является необходимым для исполнения и строевой песни на марше.
Все это является условиями здоровьесбережения и, в частности, сбе-
режения голоса у учащихся.
Здоровьесбережение как один из важнейших принципов взято за
основу процесса формирования в связи с тем, что любые этапы, любое
содержание, условия обучения должны учитывать необходимость сохра-
нения здоровья учащихся. Известно, что ведущим направлением в дея-
тельности любого образовательного учреждения должно являться сохра-
нение здоровья учащихся. Не случайно именно направление является
главным и на сегодняшний день актуальным в государственной про-
грамме модернизации российского образования [61].
Задача сохранения здоровья учащихся определена в федеральных
государственных стандартах (ФГОС ООО) и представлена во многих опу-
бликованных нормативно-правовых актах и документах федерального,
регионального, муниципального уровня по вопросам охраны, безопас-
ности и укрепления здоровья детей [22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29]. Одним
из таких документов является Концепция федеральной системы под-
готовки граждан РФ к военной службе, в которой подчеркивается, что
40