Page 37 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 37
Так, А.Н. Пфафенродт в своих исследованиях пишет о том, что реше-
ние координационных задач взаимосвязано с двигательными навыками.
Коррекция отклонений в моторном развитии предполагает тренировку
функции равновесия, правильной осанки, коррекцию и профилактику
плоскостопия, развитие исполнительского дыхания и общую коорди-
нацию движений, что также важно для формирования двигательных
навыков при строевом пении [40].
Интересное направление работы в коррекционной педагогики имеет
логоритмика. В процессе осуществления логоритмических упражне-
ний формируются координационные навыки движения и речи, дви-
жения и пения. Тот же автор А.Н. Пфафенродт указывает на важную
роль фонетической ритмики — системы двигательных упражнений, в
которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с
произнесением определенных фраз, слов, слогов. Тут подчеркивается
значение координации движения и речевой артикуляции [40]. Главной
целью этой ритмики является соединение речедвигательного и слухо-
вого анализаторов с развитием общей моторики, способствование пере-
ходу от общей моторики к речедвигательной [15].
Двигательные навыки, по мнению некоторых исследователей
(Л.В. Чернова, Д.Е. Чернов) и даже вокальных исполнителей, являются
благоприятными для обучения пению. Так, Э. Карузо использовал в
пении ходьбу [96], он также заставлял учеников активно петь стоя,
причем так, как будто они собирались идти. Певцы замечали, что при
таких движениях активизируются мышцы спины, ног, а мышцы ниж-
ней челюсти, гортани, т.е. те, которые отвечают за звукообразование,
расслабляются [59].
Таким образом, синтетичность жанра строевой песни позволила
сформулировать специфику певческой подготовки, определить следу-
ющие требования к обучаемым: они должны иметь сформированные
навыки координации между движением и пением.
Учеными выделены следующие особенности психомоторики ребенка:
координация, моторная активность (скорость реакции, движений); сораз-
мерность движений, определяющих ориентацию обучаемого в простран-
стве, ритм, сила и энергия, одновременность выполняемых движений.
И.М. Сеченов указывал уже на свойства любых движений. К ним автор
относил направление, силу, напряженность и скорость [75]. Примерно
о таких же свойствах движений говорил в своих работах и С.Л. Рубин-
35