Page 58 - Подвижные игры народов Урала
P. 58

роны на другую. Во время перебежки играющие приго-                                                    Архитектурно-
варивают: «Терем, терем, за всяким деревом. Дуб, калач,                                          этнографический музей-
стань не плачь».                                                                             заповедник «Лудорвай».Усадьба
                                                                                                 центральных удмуртов.
   Если водящий поймает кого-нибудь, то пойманный                                                 Рядом с одноэтажным
становится вожаком, а прежний вожак присоединяется                                               амбаром располагается
к остальным играющим.                                                                         семейное святилище – куала.
                                                                                                 URL: https://ludorvay.ru/
   ВОКРУГ КУАЛЫ («Квакотыртиэн» – удмуртская игра)                                            exposure/usadba-tsentralnykh-
   Из группы выделялись двое участников, которые бе-                                          udmurtov/usadba-tsentralnykh-
жали вокруг куалы (или, как его еще называли – «ша-                                             udmurtov/?sphrase_id=266
лаша») навстречу друг другу. Бегущие, встретившись,
бегом возвращались, чтобы поймать кого-либо из стоя-                                         ЖМУРКИ – в деревнях Сверд-
щих в группе. Стоящие же в группе вскакивали на лавку,                                       ловской области игру в жмурки
причем сделать это они имели право не раньше, чем возвращающиеся                             иногда называли игрой «В Афо-
добегут до углов куалы. Если возвратившиеся никого не поймают, они                           наса». Афонасом, или Афанасом
снова бегут за куалу. Если же они ловили кого-либо из игроков, то пой-                       называли водящего. В мордов-
манный заменял ведущего. Если оба поймают игроков из группы, то их                           ских поселениях подобную игру
двоих заменяют пойманные, а сами они присоединяются к играющим.                              называли «В слепую старуху», а
   Сегодня для игры потребуется площадка, в центре которой надо на-                          у удмуртов – «Чималик».
чертить четырехугольник – пространство для куалы, у двери которого
можно поставить скамейку.
   САЛО
   Чертят большой четырехугольник или круг, называемый салом.
Играющие становятся по черте в разных местах, а один по жребию во-
дит. Играющие перебегают с места на место через круг или четыреху-
гольник, а водящий ловит их. Но как только преследуемый добежит до
черты и закричит «я на сале», его ловить нельзя. Но и перебегать за сало,
т. е. за черту, также не позволено. Виновный в этом становится вожаком,
точно так же, как и пойманный.
   ЖМУРКИ
   Очерчивается круг, где находятся все игроки. Одному из играющих,
выбранному по жребию водить – «жмурке», завязывают глаза, трижды
поворачивают вокруг, после чего он идет ловить играющих. Пойманно-
го игрока жмурка должен узнать на ощупь. Если узнает – тот становится
водящим.
   В старину в жмурки играли в замкнутом пространстве, жмурке при-
ходилось ловить разбежавшихся по всей избе или комнате. Чтобы во-

                                                                                         57
   53   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63