Page 58 - Подвижные игры народов Урала
P. 58
роны на другую. Во время перебежки играющие приго- Архитектурно-
варивают: «Терем, терем, за всяким деревом. Дуб, калач, этнографический музей-
стань не плачь». заповедник «Лудорвай».Усадьба
центральных удмуртов.
Если водящий поймает кого-нибудь, то пойманный Рядом с одноэтажным
становится вожаком, а прежний вожак присоединяется амбаром располагается
к остальным играющим. семейное святилище – куала.
URL: https://ludorvay.ru/
ВОКРУГ КУАЛЫ («Квакотыртиэн» – удмуртская игра) exposure/usadba-tsentralnykh-
Из группы выделялись двое участников, которые бе- udmurtov/usadba-tsentralnykh-
жали вокруг куалы (или, как его еще называли – «ша- udmurtov/?sphrase_id=266
лаша») навстречу друг другу. Бегущие, встретившись,
бегом возвращались, чтобы поймать кого-либо из стоя- ЖМУРКИ – в деревнях Сверд-
щих в группе. Стоящие же в группе вскакивали на лавку, ловской области игру в жмурки
причем сделать это они имели право не раньше, чем возвращающиеся иногда называли игрой «В Афо-
добегут до углов куалы. Если возвратившиеся никого не поймают, они наса». Афонасом, или Афанасом
снова бегут за куалу. Если же они ловили кого-либо из игроков, то пой- называли водящего. В мордов-
манный заменял ведущего. Если оба поймают игроков из группы, то их ских поселениях подобную игру
двоих заменяют пойманные, а сами они присоединяются к играющим. называли «В слепую старуху», а
Сегодня для игры потребуется площадка, в центре которой надо на- у удмуртов – «Чималик».
чертить четырехугольник – пространство для куалы, у двери которого
можно поставить скамейку.
САЛО
Чертят большой четырехугольник или круг, называемый салом.
Играющие становятся по черте в разных местах, а один по жребию во-
дит. Играющие перебегают с места на место через круг или четыреху-
гольник, а водящий ловит их. Но как только преследуемый добежит до
черты и закричит «я на сале», его ловить нельзя. Но и перебегать за сало,
т. е. за черту, также не позволено. Виновный в этом становится вожаком,
точно так же, как и пойманный.
ЖМУРКИ
Очерчивается круг, где находятся все игроки. Одному из играющих,
выбранному по жребию водить – «жмурке», завязывают глаза, трижды
поворачивают вокруг, после чего он идет ловить играющих. Пойманно-
го игрока жмурка должен узнать на ощупь. Если узнает – тот становится
водящим.
В старину в жмурки играли в замкнутом пространстве, жмурке при-
ходилось ловить разбежавшихся по всей избе или комнате. Чтобы во-
57