Page 47 - Подвижные игры народов Урала
P. 47
ЧИЛЬЧАК – иногда эту игру на- Если игрок во время броска переступил черту, то вратарь может
звают «Шалыен шуккон» (игра с крикнуть «За чертой!» и сбить банки. В этом случае заступивший за чер-
палочкой). ту игрок становится вратарём.
Если палки игроков падают в положении крестом, то игроки перено-
сят их в этом положении, вратарь не может задевать их, игроки при этом
получают дополнительные очки.
Игра продолжается до первого выбывшего. Выбывшим становится
игрок, который после положения «Туз» сбил еще одну банку. Проиграв-
шим считается тот, кто был вратарём в последней игре.
ЧИЛЬЧАК (удмуртская игра)
Инвентарь для игры: палка длиной 60–70 см (лапта) и плоская чу-
рочка размером 3 × 10 см, заостренная с обоих концов (чильчак).
На земле чертится квадрат со стороной 0,5 м. Чильчак кладут в центр
квадрата. Первый игрок должен ударить лаптой по его кончику, а затем,
пока он в воздухе, отбить в сторону. Второй игрок идет к месту, где упал
чильчак, и бросает его обратно, стараясь попасть в квадрат. Задача пер-
вого игрока отбить чильчак как можно дальше от квадрата, чтобы вто-
рому игроку было труднее в него попасть. Если второй игрок не попал
чильчаком в квадрат, то первый игрок снова отбивает его, но уже с того
места, где он оказался после броска его товарища. Так продолжается до
тех пор, пока второй игрок не попадет чильчаком в квадрат. Затем игро-
ки меняются ролями.
Игра варьируется. Считают количество сделанных по палочке уда-
ров. Кто первым наберет условленное количество очков (например, 10),
тот выигрывает.
БАБКИ
Самая большая и тяжелая бабка, которую наливали свинцом, назы-
валась битка, или биток.
Играющие делились на две команды, по 3–4 человека. Перед каждой
командой на линии кона в определенном порядке и последовательно-
сти из бабок расставляли фигуры – «забор» и «гусёк». Стоящие попарно
бабки называются гнездом, а все гнездо – коном. Каждая команда стре-
милась сбить поставленные бабки как можно меньшим количеством
битков.
«Забор» ставится вдоль коновой черты, «гусёк» – перпендикулярно.
Сбивать «забор» можно с любого конца, но не более двух бабок на каж-
дый бросок битка. «Гусёк» же необходимо сбивать, начиная с последнего
46