Page 47 - Подвижные игры народов Урала
P. 47

ЧИЛЬЧАК – иногда эту игру на-     Если игрок во время броска переступил черту, то вратарь может
звают «Шалыен шуккон» (игра с  крикнуть «За чертой!» и сбить банки. В этом случае заступивший за чер-
палочкой).                     ту игрок становится вратарём.

                                  Если палки игроков падают в положении крестом, то игроки перено-
                               сят их в этом положении, вратарь не может задевать их, игроки при этом
                               получают дополнительные очки.

                                  Игра продолжается до первого выбывшего. Выбывшим становится
                               игрок, который после положения «Туз» сбил еще одну банку. Проиграв-
                               шим считается тот, кто был вратарём в последней игре.

                                  ЧИЛЬЧАК (удмуртская игра)
                                  Инвентарь для игры: палка длиной 60–70 см (лапта) и плоская чу-
                               рочка размером 3 × 10 см, заостренная с обоих концов (чильчак).
                                  На земле чертится квадрат со стороной 0,5 м. Чильчак кладут в центр
                               квадрата. Первый игрок должен ударить лаптой по его кончику, а затем,
                               пока он в воздухе, отбить в сторону. Второй игрок идет к месту, где упал
                               чильчак, и бросает его обратно, стараясь попасть в квадрат. Задача пер-
                               вого игрока отбить чильчак как можно дальше от квадрата, чтобы вто-
                               рому игроку было труднее в него попасть. Если второй игрок не попал
                               чильчаком в квадрат, то первый игрок снова отбивает его, но уже с того
                               места, где он оказался после броска его товарища. Так продолжается до
                               тех пор, пока второй игрок не попадет чильчаком в квадрат. Затем игро-
                               ки меняются ролями.
                                  Игра варьируется. Считают количество сделанных по палочке уда-
                               ров. Кто первым наберет условленное количество очков (например, 10),
                               тот выигрывает.
                                  БАБКИ
                                  Самая большая и тяжелая бабка, которую наливали свинцом, назы-
                               валась битка, или биток.
                                  Играющие делились на две команды, по 3–4 человека. Перед каждой
                               командой на линии кона в определенном порядке и последовательно-
                               сти из бабок расставляли фигуры – «забор» и «гусёк». Стоящие попарно
                               бабки называются гнездом, а все гнездо – коном. Каждая команда стре-
                               милась сбить поставленные бабки как можно меньшим количеством
                               битков.
                                  «Забор» ставится вдоль коновой черты, «гусёк» – перпендикулярно.
                               Сбивать «забор» можно с любого конца, но не более двух бабок на каж-
                               дый бросок битка. «Гусёк» же необходимо сбивать, начиная с последнего
                               46
   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52