Page 43 - Подвижные игры народов Урала
P. 43
ЖЕРЕБЬЕВЫЕ Затем они отходят от станции в сторону остальных играющих и при-
СГОВОРКИ глашают кого-нибудь из них к себе, называя по имени (например, Ивана
или Марью). Кого пригласили, тот должен бежать на их станцию, стара-
Поле пахать или руками ясь не быть пойманным просителями, а если просители приглашенного
махать? не поймали, то он, побывав на станции, свободно возвращается к своей
Наливное яблочко или группе, и двое просителей приглашают других.
золотое блюдечко?
Грудь в крестах или голова Если же просители поймали приглашенных на пути до станции, то,
в кустах? поймав девушку, говорят: «Нянь öз кисьма; шедиз нянь пыжись» (что
Какого коня: сивого или означает: «тесто в квашне не перекисло; нашлась печь, хлеб, стряпуха);
златогривого? поймав же парня, говорят: «Гырысь шедиз» (что означает: «пахарь на-
За печкой заблудился или шелся»). Пойманные присоединяются к ним, и все вместе приглашают
в ложке утонул? новых игроков к себе на станцию и стараются изловить их всех.
Коня вороного или казака
удалого? В результате из группы остаются два игрока, все остальные – на стан-
С неба стрельца или с земли ции. Оставшиеся два игрока образовывают новую станцию, и игра воз-
молодца? обновляется.
Печь топить или коня
кормить? ЦЕПИ КОВАННЫЕ
Травки-муравки или На площадке размером 10 × 20 м играют две команды, которые рас-
золотой булавки? полагаются друг против друга, взявшись за руки. Расстояние между ко-
Из Томского на кольцах мандами около 10 м.
аль из Ирбита на ремнях? Игроки первой команды кричат: «Цепи кованные, разбейте нас».
Игроки второй команды спрашивают: «Кем из нас?» Игроки первой
команды называют имя игрока из команды противника, который, раз-
бежавшись, должен разорвать цепь. Если ему это удается, он забирает
одного игрока по месту разрыва цепи, если не удается, сам становится
«звеном» цепи противника.
Затем команды меняются ролями: игроки второй команды обраща-
ются к первой со словами «Цепи кованные, разбейте нас», а названный
игрок первой команды должен разбить цепь противника.
Проигравшей считается та команда, в которой остается один игрок.
Игра варьируется.
1. В мордовской игре «Разорви цепь!» («Сезик рисьменть!») у команд
есть названия – «Цепь серебряная» и «Цепь медная». В каждой из ко-
манд выбирается предводитель. Предводители бросают жребий, опре-
деляя, кому из команд первой начать борьбу.
Игра начинается с представления достоинств каждой из команд:
Цепь медная (хором):
Наша цепь из меди предков –
Разорвать нас невозможно.
42