Page 5 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 5
турное по своему составу. А процесс формирования куль-
туры Урала приобрел характер совместного культуротвор-
чества русского народа и финно-угорской, тюркской и ин-
до-иранской общностей.
Можно сказать, что культура Урала явилась тем
«экспериментальным “полигоном”, где “отрабатывалась”
универсальная модель западно-восточного культурного
синтеза. Но уникальная, на наш взгляд, особенность Урала
заключается в том, что, являясь провинцией государства
Российского, он реализует, менее драматичный, более
сглаженный, диалогический вариант. В этой связи можно
говорить об уральской мультикультурности как специфи-
ческой, уникальной черте региональной культуры»1.
Поворотный момент в судьбе Урала связан с дик-
туемым историческим вызовом беспрецедентным по своим
масштабам промышленным строительством, предприня-
тым в крае с начала XVIII века, по инициативе петровского
государства. Целенаправленная реализация данного проек-
та превратила Урала на долгое время в исключительный по
своей роли и значению для Российского государства центр
металлургии. Горный инженер Н. К. Штейнфельд в 1897 г.
так писал об этом вкладе Урала: «В течение 200 лет вся
Россия пахала и жала, ковала, копала и рубила изделиями
его заводов; носила на груди кресты из уральской меди,
ездила на уральских осях, стреляла из ружей уральской
стали, пекла блины на уральских сковородах, бренчала
уральскими пятаками в карманах. Урал удовлетворял по-
требности всего русского народа, изготовляя продукты
применительно к его надобностям и вкусу»2.
1 Казакова Г. М. Формирование «уральской ветви» российской культуры: тео-
ретико-методологические подходы к изучению // Вестник ЮУрГУ. – 2006. –
№17(72). – С. 230.
2 Штейнфельд Н. Итоги горнопромышленных съездов на Урале //Вестник фи-
нансов, промышленности и торговли. – Петроград, 1897. – Т. 2. – С. 224–225.
4