Page 17 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 17
не половину русского дворянства, офицерского корпуса
царской России и высшей российской бюрократии.
«Разумеется, отношения между народами, – как
пишет профессор Г. Н. Чагин, – не всегда были идилличе-
скими, но в принципе они строились на основе добросо-
седства и партнерства. Экономическая выгода и христиан-
ское миссионерство в российской экспансии были выра-
жены намного слабее, чем в политике стран Западной Ев-
ропы. В Российской империи нерусские народы жили бок
о бок с русскими, контактировали и оказывали взаимное
влияние друг на друга»14.
Можно взять в качестве примера бывших кочевни-
ков башкир, отношения с которыми на Урале у переселен-
цев длительное время оставались наиболее напряженными.
Нападения башкир на рудники и заводы Южного и Сред-
него Урала продолжались весь XVIII в. Башкирское сопро-
тивление достигло своего пика в период Пугачевщины. Но
уже в том же XVIII в., «после полосы антирусских восста-
ний, вызванных первым «шоком» русской промышленной
колонизации и новых административных порядков, баш-
кирское население не только успешно осваивало земле-
дельческие занятия, но и широко привлекалось к горноза-
водским работам. В XIX в. рабочие из татар, башкир и ко-
ми были обычным явлением на уральских заводах»15.
Башкирскими рудоискателями были открыты сотни
месторождений железной и медной руды, серебра, золота,
горного хрусталя и др. Признавая роль башкир-
рудознатцев в развитии горнозаводской промышленности
Урала, академик И. И. Лепехин писал: «Можно по спра-
ведливости об них сказать, что медные и железные заводы
14 История и культура Урала до конца XIX века... – С. 118.
15 Головнёв А. В. Указ. соч. – С. 440.
16